Каким
бы новым и
оригинальным
ни было решение
упаковки, оно
всегда должно
подчиняться
требованиям,
предъявляемым
к упаковываемому
товару.
Самой
же упаковке
необходимо
обладать
определенными
свойствами:
1)
защитными,
2)
потребительскими,
3)
экологическими,
4)
рекламно-эстетическими.
Защитные
свойства должны
обеспечить
сохранность
продукта с
момента упаковки
до момента
потребления.
Они предусматривают
защиту продукта
от:
1)
механических,
2)
физических,
3)
химических,
4)
климатических,
5)
биологических
воздействий
и предотвращают
изменения
продукта сверх
установленных
нормативов.
Потребительские
свойства включают
в себя:
1)
разнообразие
форм и размеров
упаковки,
2)
степень готовности
продукта к
употреблению,
3)
удобство обращения
с упакованным
продуктом,
4)
удобство потребления,
5)
возможность
переноса упаковки,
6)
наличие устройств,
предотвращающих
несанкционированное
вскрытие упаковки
и осуществляющих
контроль за
содержимым,
7)
простоту и
надежность
повторной
укупорки емкостей.
Наличие
определенных
экологических
свойств необходимо:
1)
для обеспечения
минимального
загрязнения
среды использованной
упаковкой,
2)
наиболее эффективной
и экономически
выгодной утилизации
ее отходов.
Упаковка
– составная
часть современной
массовой культуры,
продукт дизайна,
поэтому она
должна не только
удовлетворять
любые, даже
изысканные
эстетические
потребности
покупателя,
но и формировать
эстетический
уровень массового
потребителя.
Рекламно-эстетические
свойства упаковки:
1)
информативность,
2)
привлечение
внимания покупателя,
3)
стимулирование
сделать покупку.
Эти
свойства продлевают
коммерческую
жизнь товара,
выводят его
на рынок, переключают
покупательский
спрос на обновленную
продукцию.
Упаковка
с расширенными
потребительскими
и рекламно-эстетическими
свойствами
необходима
для упаковывания
бытовых товаров,
при этом часть
защитных функций
можно переложить
на транспортную
тару.
Известно,
что активным
средством
повышения
привлекательности
упаковки является
обновление
конструкции
и формообразования.
Но наибольшая
эффективность
достигается
в случае соответствия
художественно-конструкторского
решения упаковки
критериям
изобретения
и промышленного
образца. При
этом, с одной
стороны, достигаются
высокие технические
качества упаковки,
а с другой –
оригинальный
внешний вид.
Проектирование
такой упаковки
начинается
с анализа известных
решений и тенденций.
Из них выбирается
прототип будущей
упаковки, максимально
проявляющий
запланированные
свойства, например
потребительские
и рекламно-эстетические.
Иногда дальнейшее
их улучшение
на базе существующей
технологии
может оказаться
экономически
нецелесообразным.
Поэтому выявляются
и анализируются
недостатки
прототипа, в
частности в
конструкции
и форме. Как
правило, к этим
недостаткам
относятся
низкая прочность,
жесткость и
надежность
потребительской
тары. Решению
этих проблем
может послужить
введение в
конструкцию
новых элементов
или образование
нового соединения
известных
элементов и
узлов, позволяющие
качественно
улучшить свойства
прототипа либо
придать ему
новые свойства.
Так, введение
в конструкцию
упрочняющих
элементов может
упростить
сборку, повысить
надежность
тары, а также
привести к
новому формообразованию.
В
качестве примера
разработки
упаковок с
акцентированными
потребительскими
и рекламно-эстетическими
свойствами
служат треугольные
конструкции.
Треугольная
форма используется
довольно редко,
поэтому она
притягивает
к себе внимание
потребителя
больше, чем
какая-либо
другая. Кроме
того, она конструктивно
проще, имеет
меньше сторон
и обладает
повышенной
жесткостью
треугольного
поперечного
сечения. Вертикальная
ориентация
силуэта придает
ему легкость
и стройность,
сохраняя при
этом устойчивость
и сбалансированность.
Такие упаковки
чаще используются
для сувениров,
ценных подарков,
ювелирных и
парфюмерных
изделий, сложных
бытовых товаров.
Складная коробка
с треугольными
торцевыми
стенками отличается
повышенной
жесткостью
и прочностью.
В
дальнейшем
представленный
образец формообразования
был дополнен
серией коробок
с трапециевидным
и прямоугольным
поперечным
сечением.
Другим
примером в
достижении
нового этапа
потребительских
и рекламно-эстетических
свойств служит
демонстрационная
упаковка
«клин–блистер».
Как и в первом
случае, здесь
исходной была
треугольная
форма. В качестве
прототипа
использовалась
упаковка типа
«блистер», что
определило
высокие демонстрационные
качества упаковки
благодаря
использованию
формованного
прозрачного
футляра из
жесткого листового
полимера,
позволяющего
осматривать
изделие в упаковке.
Однако недостатками
треугольной
формы являются
неэффективное
использование
внутреннего
объема для
прямоугольных
изделий, ее
сложность,
затрудняющая
складирование
группы упаковок
на торговых
площадях, а
недостатками
упаковки «блистер»
– разовое вскрытие,
сопровождающееся
разрушением
упаковки, низкая
прочность и
недостаточная
защищенность
от ударных
нагрузок. Сущность
нового решения
заключается
в объединении
клиновидной
формы с прозрачным
блистерным
элементом,
выходящим
наружу коробки
через вырубное
окно и имеющим
вид треугольной
призмы, меньшая
сторона которой
расположена
у вершины коробки.
Форма
упаковки адаптирована
к параллелепипеду
и позволяет
осматривать
упакованный
товар в трех
взаимно перпендикулярных
направлениях,
а также многократно
вскрывать
упаковку без
повреждения.
Здесь треугольная
(клиновидная)
форма упаковки
занимает доминирующее
положение в
формообразовании,
так как она
оригинальна
и привлекательна,
а блистерный
элемент раскрывает
содержание
товара, рекламирует
его внешний
вид. Вместе с
тем встречные
формы блистера
и коробки
уравновешивают
друг друга,
создают оригинальный
силуэт.
Конструктивный
подход к решению
данной упаковки
позволил одновременно
выйти на изобретение
и промышленный
образец.
Результат
создания новой
оригинальной
упаковки внешне
проявляется
в новом формообразовании,
в то время как
методом его
достижения
является
конструктивный
подход к решению
технических
задач. Этот
путь позволяет
максимально,
на новом уровне
развить потребительские
и рекламно-эстетические
качества
проектируемых
упаковок, необходимых
для удовлетворения
покупательского
спроса и движения
товара на рынке.
Комментарии