РМП консолидировал всю колбасу


"Российские мясопродукты» купили колбасное производство единственного крупного местного конкурента – Новосибирского мясоконсервного комбината. Холдинг вложит около 400 млн руб. в его перевооружение, что увеличит производство на 30% и займет 20% колбасного рынка СФО. Эксперты считают, что НМК был вынужден продать производство, чтобы погасить кредиты.
Холдинг «Российские мясопродукты» завершил сделку по покупке крупных производственных мощностей Новосибирского мясоконсервного комбината, сообщил исполнительный директор РМП Андрей Плетнев. Сделка получила одобрение в ФАС, сообщил топ-менеджер, не назвав стоимость покупки. Управляющий партнер DSO Consulting Сергей Дьячков думает, что РМП заплатил за производство порядка $10 млн.

Приобретение включает в себя действующие производственные мощности НМК по выпуску колбас общей площадью около 42 тыс. кв. м., объекты инфраструктуры и прилегающие земельные участки, рассказал А. Плетнев. Инициатором сделки выступил холдинг РМП, сделка обеспечена за счет оборотных средств холдинга.


Сейчас РМП оценивает техническое состояние производства и готовит проект реконструкции площадей. По предварительным подсчетам А. Плетнева, проект будет стоить около 400 млн руб., которые уйдут на техническое перевооружение, перепланировку помещений, необходимые строительные работы. Полностью завершить реконструкцию и запустить площадку в эксплуатацию планируется весной 2011 года, часть мощностей, которая нуждается в минимальной реконструкции, будет запущена раньше. РМП рассчитывают вернуть инвестиции в покупку и реконструкцию за 5-7 лет. Этот план жизнеспособен, признает С. Дьячков.

После реконструкции РМП планирует перевести основную часть производства Сибирской продовольственной компании (входит в холдинг РМП) на площади мясокомбината, увеличив тем самым мощности на 30–35%, до 130-140 тонн готовой продукции в сутки.

«Причина покупки – дефицит производственных мощностей СПК, сегодняшний максимальный объем в 100 тонн в сутки не позволяют удовлетворять весь имеющийся спрос. Покупка действующих мощностей дешевле, чем строительство новой производственной площадки, а производство НМК позволяет быстро провести реконструкцию и начать производство в нужных объемах», – мотивировал покупку А. Плетнев.

Покупка площадей НМК стала альтернативой более дорогой стройке – в конце 2008 года РМП собирался строить в районе ТЭЦ-5 завод мощностью 150 тонн в сутки за 1-1,5 млрд руб. (75% средств планировалось занять у банков), сейчас проект приостановлен, говорит А. Плетнев.

Переехав на новые площади, Сибирская продовольственная компания будет выпускать продукцию под прежними брендами – «СПК», «Мясоделов» и «Дымки». Основными рынками сбыта станут те регионы, где РМП уже представлен, но занимают незначительную долю рынка – Кузбасс, Томская, Омская области, Алтай, Урал, Казахстан, Якутия, перечисляет А. Плетнев. За счет нового производства РМП надеется увеличить свою долю на рынке СФО с 15 до 20%.

Связаться с представителями НМК не удалось. В размещенном на официальном сайте отчете за I квартал 2009 (самый поздний из доступных), говорится, что общая кредиторская задолженность составляет 442 млн руб., в том числе 222 млн банкам (наиболее крупные – ОТП–Банку и Сбербанку) и около 120 млн поставщикам. Данных о просрочках нет, но основной объем кредитов имеет срок погашения менее одного года. Деньги, скорее всего, нужны на погашение этих кредитов, предполагает С. Дьячков.

Согласно отчету, в I квартале 2009 на колбасную продукцию приходилось 59% (120 млн руб.) выручки НМК (также производит охлажденное мясо, полуфабрикаты, тушенку). Доля доходов от колбасы в выручке неуклонно сокращалась с 74% в 2004 году.

«НМК сосредоточился на производстве дорогой колбасы, что при кризисной децивилизации спроса равно самоубийству. РМП всегда имел диверсифицированную линейку брендов, а в последнее время добавил еще несколько дешевых сортов. В условиях такой конкуренции и общего падения рынка колбас НМК не мог не проиграть местный колбасный рынок, и вынужден был продать производство, которое ему самому в последнее время, скорее всего, приносило убытки. У РМП хорошие шансы увеличить продажи в соседних регионах за счет грамотного маркетинга и успешного опыта развития в Красноярске, хотя легко не будет – почти в каждом заявленном регионе есть крепкий местный производитель», – объяснил причины сделки С. Дьячков.

Справка

Холдинг «Российские мясопродукты» (РМП)

Один из крупнейших производителей колбас и мясных деликатесов на отечественном рынке. В составе холдинга РМП работают: «Сибирская продовольственная компания» (создана в 1994 году, рыночная доля в Новосибирске – более 50%), «Красноярская продовольственная компания» (создана в 2003 году, рыночная доля в Красноярске – около 40%); собственные мясозаготовительные площадки в НСО и на Алтае, сеть торговых домов (Иркутск, Барнаул) и фирменных магазинов в городах Сибири. География продаж холдинга – Сибирь, Алтай, Якутия и Казахстан. Имеет производственные площадки в Новосибирске (100 т. в сутки), Красноярске (80 т. в сутки).

Суммарная мощность производственных предприятий холдинга РМП составляет около 200 тонн колбас и мясных деликатесов в сутки – более 300 наименований колбас и мясных деликатесов под брендами «СПК», «КПК», «Мясоделов», «Дымки», «Сибирский стандарт».

Новосибирский мясоконсервный комбинат, ОАО

Основан в 1993 году в ходе приватизации государственного предприятия, кроме колбас производит полуфабрикаты из мяса, консервы, холодец. Поставляет продукцию в Сибирский, Уральский, Дальневосточный округа. Согласно ежеквартальному отчету, выручка в 2008 году составила около 1,5 млрд руб., чистая прибыль – 2,1 млн руб. Владелец и генеральный директор – Анатолий Степанов.

Взгляд аналитика

Мушег Мамиконян, президент Мясного союза России:

Инвестпроект РМП следует признать удачным. Доля региональных игроков на рынке колбасной продукции за последние два года заметно выросла, производители федерального масштаба сокращают свое присутствие, особенно на периферийных рынках. Это происходит по нескольким причинам.

Во-первых, торговые сети охотнее работают с региональными производителями – с ними проще договариваться, они более гибкие, согласны на серьезные уступки. Кроме того, местные производители могут быстрее пополнять запасы ритейлера, и тот не зависит от долгих поставок из европейской части России. Все это повышает рыночную власть ритейлеров, делает их более независимыми.

Во-вторых, существует определенный географический патриотизм, при прочих равных потребитель в регионе часто выбирает местного производителя. Он в том числе связан с тем, что из-за низких сроков поставки местный производитель может поставлять более свежую продукцию или продукцию с большим сроком годности. Этот фактор имеет серьезное значение и для продавца.

В-третьих, местные производители, как правило, получают ту или иную поддержку от властей региона, что так или иначе снижает их производственные издержки. Насколько мне известно, такие механизмы поддержки работают и в Новосибирской области.

Покупка готового производства – очень грамотный ход, СПК убила сразу нескольких зайцев. Во-первых, она автоматически избавилась от внутреннего конкурента, хотя его объемы производства в последнее время и не были большими. Во-вторых, они получили возможность нарастить объемы, не входя в дорогой и долгий проект строительства с нуля. В-третьих, они закрыли Новосибирскую область для любого другого производителя, купив единственное крупное производство и повысив цену входа на перспективную новосибирскую площадку в 2 раза.

Можно считать, что инвестиционные планы СПК реалистичны, учитывая высокую производственную организацию этой компании. Я всегда привожу в пример СПК как компанию с самой высокой отдачей с единицы площадей. Единственное, что стоит поправить в стратегии – уменьшить количество брендов в их портфеле: так как в будущем затраты на продвижение того или иного бренда будут постоянно расти и распыление на несколько марок будет нецелесообразным.
Источник: Эпиграф

Комментарии