В ноябре продовольственные сети договариваются с поставщиками о расценкахна следующий год. В этом году производители колбас заявляют о необходимости повышения отпускных цен примерно на 10%.
Представители сети "Дикси" утверждают, что не могут принять такого повышения, и ведут переговоры о существенном уменьшении наценки. Обращения от производителей колбасы начались месяц назад, они просят поднять цены на 6-10%, подтверждает Михаил Ломоносов, коммерческий директор "Продовольственной биржи" (сеть "Полушка"). Договоры "Полушки" не предусматривают ограничений на повышение стоимости, компания внимательно следит за обоснованиями подорожания, поэтому у производителей есть шансы договориться, отмечает он.
Сеть супермаркетов Prisma получила уведомление от всех поставщиков и сейчас ведет переговоры по этому вопросу, прокомментировал президент корпорации SOK Retail Int. Oy Веса Пуннонен.
Торговая сеть не может сразу вслед за производителем повышать цены на продукцию. Кроме того, если соотношение цены и качества перестает удовлетворять, то сеть просто начинает работу с другим поставщиком, комментирует представитель отдела закупок "Интерторга" (сеть универсамов "Народная семья").
В Петербурге и Ленобласти в прошлом году было произведено 85,6 тыс. т колбасных изделий, подсчитал "Петростат". Средняя стоимость колбасы в городе, по данным "Интерторга", - не менее 140 рублей за 1 кг, в регионах - 100 рублей за 1 кг.
Производители утверждают, что такие расценки ставят их на грань рентабельности. Закупочные цены на свинину и говядину с июля уже выросли на 30%, объясняет Виктория Михайлова, исполнительный директор "Инея". По ее данным, цены на сырье в России на 50% выше европейских. Для сравнения: свинина в Литве стоит 85 рублей за 1 кг, в России - 140 рублей за 1 кг.
По данным "Петербурженки", свинина в этом году подорожала со 110 до 140 рублей за 1 кг, говядина - с 210 до 250 рублей за 1кг.
При этом производители не могут повышать цены на готовую продукцию, так как это противоречит договорам с сетями. Виктория Михайлова отмечает, что в Петербурге на сетевой ретейл приходится 80% торговли, потому сети диктуют свои условия поставщикам. Часто по договору поставщик не имеет права поднимать цену чаще чем раз в квартал и больше чем на 5-10%.
"Петербурженка" через сети реализует 30% своей продукции, в текущей договорной кампании удается продлить все договоры с повышением цен только на 3-5%, говорит Александр Вихорев, гендиректор ООО "Продовольственная компания "Петербурженка". По его словам, это катастрофично для рентабельности, так как цены на сырье, большая часть которого импортируется, выросли намного больше. Средняя рентабельность производителей - 5%.
В 2010 г. чистая прибыль мясокомбината "Санкт-Петербург", по данным "СПАРК-Интерфакса", сократилась с 409 тыс. до 207 тыс. рублей. Снижение прибыли обусловлено повышением цен на сырье и, как следствие, снижением рентабельности. Эта тенденция характерна для всех мясоперерабатывающих предприятий, комментирует Дмитрий Дмитриев, генеральный директор ЗАО "Мясокомбинат "Санкт–Петербург".
Импортным производителям по соотношению цены и качества пока далеко до местных заводов, и основную конкуренцию петербургским бизнесменам составляют москвичи, например, Черкизовский мясокомбинат, считает специалист из "Интерторга".
"Привязанность покупателей к конкретным торговым маркам очень высока, и наличие на полках товара максимально возможного количества местных производителей очень важно", - говорят представители сети "О'КЕЙ".
Так что, если колбаса сильно подорожает, опасность ситуации для местных производителей заключается не столько в конкуренции со стороны компаний из других регионов и стран, сколько в общем падении интереса населения к колбасной продукции. Обычно в таких случаях покупательный спрос перемещается в пользу мяса птицы и продуктов из заменителей мяса, опасается Михаил Ломоносов.
Чтобы минимизировать убытки, производители колбас ищут новые ниши. Мясокомбинат "Санкт-Петербург", например, осваивает переработку мяса птицы и производство растительных консервов. Предприятие зарабатывает средства на расчеты с поставщиками мясного сырья, 16 из которых в этом году направили иски к комбинату в арбитражный суд. "Расчеты с ними не прерывались", - утверждает Дмитрий Дмитриев.
"Петербурженка" выживает за счет увеличения доли премиальной продукции и ротации ассортимента. "Оборот в этом году будет на уровне прошлого года, и это соответствует тенденции стагнирующего рынка", - говорит Александр Вихорев.
В 2010 г. Великолукский мясокомбинат импортировал 82% сырья, в 2011 г. - 69%, запуск собственного свиноводческого комплекса позволит полностью отказаться от импорта, ожидает Владимир Подвальный, совладелец ОАО "Великолукский мясокомбинат". Рост объемов производства Великолукского мясокомбината составляет 18% в год. По итогам 2011 г. комбинат выпустит 95 тыс. т продукции, 65% которой реализует через фирменную розницу (715 точек продаж). "Собственная розница и свиноводческий комплекс - способы повышения рентабельности. Это делает нас менее зависимыми от других источников", - комментирует Владимир Подвальный.
Другие производители колбасы собственных племенных хозяйств создавать не планируют. "Каждый должен заниматься своим делом. "Иней" специализируется на мясопереработке, и у компании нет компетенций для развития животноводства", - объясняет Виктория Михайлова. Разведение крупного рогатого скота требует инвестиций, которые начнут окупаться не ранее чем через 5 лет, добавляет Александр Вихорев. Идея с собственной розницей более реальна, считает он. "Петербурженка" управляет сетью из 15 автолавок, где наценка на продукцию составляет не более 20%, тогда как в торговых сетях - более 30%.
Источник: Деловой Петербург
Комментарии