Аппетитно приготовленный кусочек мяса вызывает "слюнки" и у убежденных его противников. А что уж говорить о россиянах – любят они побаловать себя шашлычком, котлеткой или куриной ножкой. Если в древние времена мясо для простого народа считалось скорее лакомством, чем пищей ежедневного употребления, то сейчас редкий день проходит без него. А если мяса нет, то и еда не еда, рыбу или любые овощи подавай - все равно не то. Поэтому рынок мяса в России постоянно растет и развивается, ведь где есть спрос – есть и предложение.
В 2011 году производство мяса в РФ составило 4,2 миллиона тонн (46,1 миллиард долларов или 1383 млрд. рублей, при курсе доллара к рублю 30), что на 29 процентов выше показателя предыдущего года. Производство мяса птицы повысилось на 11,4 процента, производство свинины - на 7,5 процента. И только производство говядины показало отрицательную динамику, уменьшившись на 0,7 процента.
Россия по количеству потребления мяса сильно отстает от США и стран Европы, где этот уровень превышает норму. В последние годы потребление мяса стало повышаться и к 2020 году ожидается увеличение в России до 76 кг на одного человека в год.
В 2011 году основная доля потребления мяса приходится на мясо птицы и составляет 40,1 процента. Свинину предпочитают 32 процента потребителей, говядину -25,7 процента, а другие мясные товары - 2,2 процента.
Основные игроки рынка мяса в России
В каждой сфере, будь-то производство свинины, говядины или кур, как и в каждой стране (Украина, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, США или Канада), есть свои лидеры, наибольший уровень конкуренции наблюдается в птицеводстве. Пять ведущих компаний производят примерно 37 процентов продукции. Наибольшую долю рынка занимают такие компании:
- ЗАО "Приосколье"
- "Черкизово"
- "БЭЗРК-Белгранкорм"
- "Продо"
- ЗАО "Белая птица"
Ведущие игроки в свиноводстве производят около 28 процентов общего объема:
- группа "Продо"
- ГК "Русагро"
- ООО "ГК "Агро-Белогорье"
- АПХ "Мираторг", на рынке представляющая торговые марки Sadia, "Vитамин", "Мясная Гильдия", "Русский Экспресс", "Мясная Столица" и "7 Морей",
группа "Черкизово" (ТМ "Черкизовский", "Обжирафик", "Бирюлевский", "Империя вкуса", "Петелинка", "Мясная губерния", "Куриное царство", "Домашний ресторан", "Курляндия", "Белмясо", "Ульяновский", "Пензенский", "Домашняя курочка").
Причем, "Черкизово" и "Продо" входят в список лидеров обоих сегментов. И "БЭЗРК-Белгранкорм" тоже производит и свинину, и мясо птицы.
В производстве мяса говядины ведущие игроки занимают только 3 процента от объема производства. Лидирующими компаниями являются:
- АКГУП "Промышленный"
- ЗАО "Фирма "Агрокомплекс"
- ОАО "Красный Восток Агро"
- ОАО "Агрофирма "Мценская"
- ОАО "Белореченское".
Другие компании имеют не более трех брендов. А, к примеру, ГК "Агрохолдинг" собственных брендов продукции вообще не имеет.
Один из наиболее крупных регионов по производству мяса - Белгородская область. Там ведут свою деятельность "Приосколье", "БЭЗРК-Белгранкорм" и "Агро-Белогорье". Товары всех рассмотренных компаний распространяется практически во всех крупных российских городах. Но есть и те, что специализируются на определенной территории. К примеру, продукция ГК "Агро-Белогорье" и ГК "Продо" реализуется во всех регионах, а ГК "Черкизово" представляет продукцию преимущественно в европейской части страны.
Область производства мяса постоянно развивается и расширяется, но всё-таки и здесь есть ряд нерешенных проблем, которые не позволяют развиваться отрасли бурными темпами:
- довольно низкий технологический уровень, мало компаний используют новейшее оборудование и инновационные технологии;
- не высокая численность в России крупного рогатого скота. Чтобы удовлетворить спрос потребителей, часто на прилавки магазинов поставляется иностранная продукция;
- государственная поддержка отрасли - довольно низкая в сравнении с другими странами, где развито животноводство;
- в данной отрасли очень слабо проводятся пиар-кампании. Не понятно почему, производители думают, что клиенты и без рекламы будут покупать их продукцию, но как же, если они о ней даже не знают.
PR в Интернете – важный продвигающий показатель
Насколько же известны в пользователей Интернета торговые марки различных видов мяса? – разбирались аналитики раздела "Новости России" журнала "Биржевой лидер".
Рейтинг популярности и известности ТМ составлен на основании двух объективных показателей:
- количество запросов в поисковике Яндекс;
- количество упоминаний в агрегаторе Яндекс. Новости.

На втором месте торговая марка - "Sadia", которая последние годы неизменно получает статус самой качественной марки среди производителей мясных продуктов в Бразилии. Компания поставляет свою продукцию более чем в 90 стран. Секрет успеха заключается в маркетинговой изобретательности, в новейших технологиях, высоком уровне обслуживания и международном стандарте качества. В России Садия сегодня является единственной корпорацией, которая предоставляет полный ассортимент полуфабрикатов и замороженного мяса для любого супермаркета или магазина.
Третью строчку популярности заняла торговая марка "Дымов", выпускаемая заводом "Ярск". Концепция бренда заключается в том, что любой продукт, созданный из мяса, обязан быть вкусным и качественным. Сегодня бренд завоевал серьезные позиции на рынке мяса и смог потеснить на прилавках "старожилов", хотя работает не так давно. На рынке Москвы продукция "Дымов" занимает около 8 процентов. Основным принципом компании является: "Не делай того, чего бы не съел сам". Также продукция под данной маркой обладает множеством наград российского и международного уровней.
Аутсайдерами среди торговых марок мяса в России в этом месяце стали:
- "Русский Экспресс"
- "Обжирафик"
- "Империя вкуса"
Конкурентная борьбы за потребителя между крупными производителями мяса продолжается и главным инструментом в этой битве может стать широкомасштабная реклама и креативные пиар-акции. Но отечественные игроки этому направлению уделяют очень мало внимания:
- лидером по вниманию СМИ в Интернете стал "Сибирский Гурман" с 10 упоминаниями;
- на втором месте - "Петелинка" (9 упоминаний);
- третья позиция - "Пензенский" (4 упоминания в СМИ).
Специалисты прогнозируют, что потребление свинины и мяса птицы будет увеличиваться и дальше, а вот потребление говядины останется на том же уровне или будет сокращаться. Также будет увеличиваться качество производимой мясной продукции, предприниматели стараются выращивать животных в хороших условиях, чтобы в будущем продавать доступные и полезные продукты.
Остается только надеяться и верить, что в дальнейшем российский потребитель сможет быть абсолютно уверен в качестве отечественного мяса, а не привезенного из далеких стран.
Эксперты о мировом и российском рынке мяса
С середине октября наблюдался некоторый рост цен производства по сравнению с концом сентября:
- на свинину ( 1,0%);
- на говядину ( 1,5%);
- на мясо кур ( 0,2%).
Потребительские цены на свинину, говядину и мясо птицы в среднем составили:
- 249,5 рублей/кг,
- 281,0 рублей/кг
- 118,0 рублей/кг соответственно.
Объемы производства мясопродуктов в РФ сократились, но, за период с января по сентябрь 2012г. показатели суммарных объемов стали выше по сравнению с цифрами аналогичного периода в прошлом году.
Весь объем импорта консервированных и готовых продуктов из мяса за январь-сентябрь составляет 33,0 тыс. тонн, что на 30 процентов больше аналогичного прошлогоднего показателя.
Наиболее заметным подорожание зафиксировано на:
- мясные консервы – 17%
- колбасы сыровяленые – 47%,
сырокопченые колбасы – 11%,
- сосиски и сардельки – 14%,
- полукопченые и вареные колбасы подорожали на 8%, а самый незначительный положительный рост цен приходится на варено-копченые колбасы – 3%.
В мире цены на красное мясо в ноябре практически не изменились. Вторую неделю подряд цены на говядину стабильны, за период с 30 октября по 19 ноября цены выросли на 0.1%, с начала года цены - на 5.5% против 19.8% год назад. Свинина на прошедшей неделе подешевела на 0.1%, за три недели ноября - на 0.2%. С начала года цены выросли на 4.7% ( 6.8% год назад), что обусловлено снижением цен на импорт, пояснили аналитики брокерской компании Lionstone Investment Services Ltd (компания входит в рейтинг брокеров форекс Академии Masterforex-V, отзывы о Lionstone трейдеров MasterForex-V - позитивные):
Свинина (Lean Hogs December 2012 (HEZ12)

Источник: Биржевой лидер
Комментарии