Колбаса на паях


В 1994 г. работники свиноводческого совхоза имени 60-летия Октября родной совхоз приватизировали, превратив его в производственный кооператив «Усольский свинокомплекс». В 2007 г. обороты предприятия составили около 1 млрд руб.
Мы не пропили и не проели государственную собственность, а сохранили и преумножили ее«, — говорит первый заместитель генерального директора СХПК «Усольский свинокомплекс» Павел Сумароков. А сохранять было что. Совхоз «Прибайкальский» был самым крупным в Приангарье, рассчитанным на выращивание и откорм 108 000 голов свиней в год. «В начале 90-х все связи по поставкам кормов и реализации продукции разрушились. Руководство посовещалось с коллективом — и решили все делать сами, — рассказывает Сумароков. — Стали пайщиками. Сумма пая определялась трудовым стажем и ежемесячным доходом». Сумароков рассказал, что для тех, кто зарабатывал тогда 100 руб. в месяц, пай был 20 руб. Сейчас на свинокомплексе работает 778 человек, из них около 50% пайщиков. Управляет кооперативом семья Сумароковых: Илья Алексеевич Сумароков с первого дня основания свинокомплекса — его генеральный директор, сын Павел работает на предприятии уже 22 года. Недавно Сумароковы взяли на работу племянника. «Контрольного пакета акций у нас троих нет, но мы считаем, что выбранная форма собственности позволяет нам более эффективно вести хозяйство», — подчеркивает Сумароков.


Холодная зима — 2002

«В конце 90-х было время неплатежей. Мясокомбинаты задолжали нам миллионы, — вспоминает Сумароков. — Критический момент наступил зимой 2002 г., когда закупочная цена на свинину из Китая опустилась до 48 руб. за 1 кг, а мы продавали мясо по 56 руб. за 1 кг. Покупатель поставил условие — продавать мясо по той же цене, что и китайцы. Спас нас холод. Мы начали сами забивать свиней. Благодаря морозу, дожили до весны и нашли партнеров».

С этого момента СХПК «Усольский свинокомплекс» взял курс на независимость. «Ежегодно увеличивали объемы переработки мяса, — рассказывает Сумароков. — Последние четыре года мы сами перерабатываем все. Сначала выпускали 5 т в смену, потом 15 т, сейчас — 30 т». В ассортименте колбасного цеха более 100 наименований. Пять лет назад кооператив начал развивать розничную сеть, через которую сейчас продается 70% продукции. «Инвестиции в один магазин с площадью торгового зала около 50 кв. м — от 3 млн до 5 млн руб., если речь идет об Иркутске», — объясняет Сумароков. В Иркутске и области уже 16 магазинов, до конца года откроются еще три. «Здесь много покупателей, а колбаса лучше и вкуснее, чем у других производителей», — говорит продавец магазина № 10 «Усольский свинокомплекс» Тамара Наумова. «Мы много лет сотрудничаем с “Усольским свинокомплексом”, — рассказывает владелица четырех магазинов в Иркутске Ольга Третьякова. — Это самый лучший продукт в регионе». В собственных магазинах продукция «Усольского свинокомплекса» стоит 130-180 руб. за 1 кг, торговая наценка у дилеров — 30-50 руб. на 1 кг.

Меньше сала

«Весь мир говорит о том, что продукт нужно довести от стойла до прилавка», — отмечает председатель «СВ-Поволжское» Алексей Гришпун. «Создание предприятия полного цикла — самый эффективный способ добиться конкурентоспособности, — соглашается аналитик Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Роман Кипоть. — Все крупные компании идут по этому пути». «Усольский свинокомплекс» в 2007 г. произвел 12 200 т свинины. «Рентабельность нашего производства за 2007 г. — 23%», — объясняет Сумароков. «Рентабельность в свиноводстве можно довести до 50%, важна автоматизация производства», — отмечает Гришпун.

В «Усольском свинокомплексе» одновременно содержится 76 000 голов свиней. В последние годы кооператив закупает молодняк (около 1,5 евро за голову) в Дании и Великобритании. «Это породы свиней с минимальным содержанием шпига. Люди стараются есть меньше сала», — улыбается Сумароков.

Нетипичная история

«Конечно, начинали мы не с нуля, — признает Сумароков. — Но в тот момент сельскохозяйственная собственность была неликвидной». «Колхозы и совхозы отдавали даром вместе с пакетом долгов. Самое сложное начиналось дальше — как сделать их рентабельными», — рассуждает генеральный директор компании «Бёрнер ист» Алла Мишина, пережившая неудачный опыт приобретения колхоза. «Почти все бывшие крупные советские свинокомплексы поменяли форму собственности и перешли под контроль крупных холдингов», — говорит Кипоть. «Для сельского хозяйства России с ее просторами холдинги наиболее перспективны», — соглашается Гришпун и признается, что никогда не встречал крупных свинокомплексов с формой собственности «производственный кооператив».

«Составляющие успеха “Усольского свинокомплекса”: сфокусированность на одном проекте, совпадение модели менеджмента с размерами предприятия, многолетний опыт», — уверен генеральный директор компании «Мустанг ингредиентс» Алексей Мартыненко. «У нас жесткая дисциплина. Основная масса работающих приезжает к восьми утра, руководство — к семи. Мы используем разные формы поощрения: доску почета, звание “лучший по профессии”, соревнования, — объясняет Сумароков. — Эти стимулы подкрепляются материально. За доску почета положена премия в 12 000 руб., за грамоту — 10 000». Поощрения, соцпакет (в среднем около 5000 руб. в месяц) и неплохая (около 20 000 руб. в месяц) зарплата решают проблему текучести кадров. Другие проблемы остаются. «Нам страшны не столько бразильские поставщики мяса, сколько московские мясокомбинаты с брендами, которые охватывают всю Россию. Именно с ними приходится биться в регионах, доказывая, что наш продукт лучше», — заключает Гришпун.
Источник: vedomosti.ru

Комментарии