Уральский регион. Роспотребнадзор против уральских производителей колбасы

Региональные производители мясной продукции столкнулись с серьезными проблемами – с каждым месяцем им все сложнее реализовать свою продукцию на местном рынке. В этом им мешает, прежде всего, Роспотребнадзор, затем торговые организации и конкуренты-федералы. Об этом в интервью рассказал замминистра сельского хозяйства и продовольствия Сергей Лацков. Теоретически в связке «антимонопольная служба – производитель – Роспотребнадзор – торговая сеть – потребитель» должен выигрывать последний. Однако в условиях монополизации торговли и контроля продукции про потребителя, как правило, забывают, и он вынужден расплачиваться за конфликт между остальными участниками этой цепи.
На сегодняшний день рынок мясной продукции полностью удовлетворяет потребительский спрос, однако покупательские способности уральцев растут. «Не секрет, что производство и потребление мясных и колбасных изделий с 1990 года стало резко падать. За 10 лет оно упало в 5 раз, теперь мы предпринимаем все усилия, чтобы восполнить недостаток. На сегодняшний день мы подняли производство лишь в 2,5 раза по сравнению с 90-м годом», – отметил замминистра. По словам Сергея Лацкова, на свердловском рынке в настоящее время работают очень сильные предприятия. Крупнейшие и сильнейшие из них – это ЕМК, комбинат «Хороший вкус», ИП Черкашин (Полевской), Каменск-Уральский, Новоуральский, Талицкий, Богдановичский мясокомбинаты. Всех их можно разделить на три категории. К первой относится, к примеру, ЕМК – ему более 70 лет, и он уже завоевал себе отличную репутацию. Однако на нем давно устарело оборудование и технологии, поэтому его содержание «влетает в копеечку». Для сокращения затрат и переоборудования производства, по заявлению руководства, требуется более 2 млрд. рублей (по оценкам экспертов – 1). Для получения дополнительных финансов на перевооружение ЕМК выпустил облигации на сумму 500 млн. рублей и в настоящее время занимается их размещением. Во вторую группу попадают новые предприятия с современным оборудованием, к которым относится, например, «Хороший вкус». На уральском рынке он работает около 4 лет, но за этот срок уже успел завоевать хорошую репутацию и выйти на лидирующие позиции благодаря небольшим издержкам, активной рекламной и маркетинговой политике. Поэтому подобные предприятия имеют возможность наращивать производство, в то время как старейшие игроки мясного рынка – сокращают. К третьей группе относятся комбинаты, входящие в крупные агрохолдинги и имеющие неограниченный доступ к сырью и финансам (Каменск-Уральский комбинат). По мнению Сергея Лацкова, именно за такими предприятиями будущее, т.к. они имеют возможность подходить к производству продукции системно, контролировать весь процесс – от цен на зерно (65 % стоимости мяса – это стоимость зерна, идущего на корм) до получения кредитов. По словам замминистра, конкуренция на рынке мясопродуктов очень высока и выигрывает тот, кто может предложить лучшее качество, большой ассортимент для разных категорий граждан и неограниченный доступ к ресурсам. Безусловно, у федеральных игроков таких возможностей больше. К примеру, продукция «Царицыно» и «Микоян» давно пришли на рынок и уже активно «наводят свои порядки». Сергей Лацков заметил, что по непонятным причинам Роспотребнадзор проявляет повышенную благосклонность к федералам и непонятную неприязнь к уральцам. После ряда совершенно необоснованных, по его мнению, претензий, ряд уральских производителей мясной продукции обратился в региональный Мясной союз, который провел два исследования рынка колбас, представленных на рынке Свердловской области. Проверка проводилась дважды – в конце 2005 и в июне 2006 года. Для исследования были взяты образцы вареной колбасы «Докторская» (произведенной по ГОСТу) десяти местных и десяти федеральных производителей. Оба раза продукция федералов не соответствовала ГОСТу. Вместо того чтобы принять меры по отношению к ним, Роспотребнадзор увеличил количество претензий к свердловским мясокомбинатам. К ним предъявляется нереальное количество требований. К примеру, ежедневно они обязаны предоставлять образцы своей продукции для испытаний в Санэпиднадзор, платя за это немалые деньги. Если производитель везет продукцию в другой город, товар должны повторно проверить местные эксперты (естественно, тоже не бесплатно). По закону эти расходы должны ложиться на торговые организации, однако они ставят уже оплаченные проверки обязательным условием магазинам для поставок продукции. По словам Сергея Лацкова, проблемное развитие местных производителей связано с недобросовестной конкуренцией, необоснованными требованиями Роспотребнадзора и требованиями торговцев. Последнюю проблему можно решить достаточно просто, однако для этого требуется желание региональных властей высшего уровня. По его мнению, это вопрос политики и экономики. На политическом уровне должно быть заявлено, что приоритет в торговле должен отдаваться производителям местного уровня и любое противодействие им будет наказываться. На экономическом уровне всем торговым точкам должны быть предложены минимум две системы налогооблажения: льготная – при большинстве ассортимента от местных производителей – и более высокая – при продаже товаров иностранных и федеральных производителей. Когда предприятия торговли будут заинтересованы в местных производителях, развитие отрасли пойдет гораздо быстрее.УралПолит.Ru

Комментарии