В ноябре прошлого года окружной суд признал Рубашкина виновным в 86 эпизодах различных финансовых мошенничеств, включая подделку отчетности, завышение стоимости фирмы путем тайного перевода денег с депозита, закрытого в обеспечение банковской ссуды, на другой счет предприятия, отмывание денег и др.
Прокуратура требовала отправить Рубашкина в тюрьму на 25 лет, но суд вынес еще более суровый приговор, чем требовало обвинение. Адвокат бизнесмена назвал приговор жестоким и чрезмерным, заявив, что для 51-летнего мужчины 27-летний срок является, практически, пожизненным заключением.
Дело Рубашкина — одно из самых громких и скандальных дел, будораживших ультраортодоксальную еврейскую общину США в последние два года. Многие евреи-ультраортодоксы считали и продолжают считать, что процветающий бизнесмен пал жертвой антисемитизма — расследование ФБР на крупнейшем кошерном предприятии страны было начато по следам многочисленных жалоб и претензий, предъявлявшихся к этому производству и его владельцам соседями-христианами.
В 1987 году отец Шолома, любавичский хасид Аарон Рубашкин приобрел заброшенный мясной заводик в провинциальном городке Поствилл штата Айова и назначил генеральным директором предприятия своего сына Шолома. Предприятие оказалось исключительно успешным — Рубашкин стал крупнейшим производителем мяса «глатт-кошер» в США и единственным американским производителем мясной продукции, получившим разрешение на экспорт в Израиль от нашего главного раввината.
Вслед за Рубашкиными в город перебрались несколько сотен любавичских хасидов, и отношения между пришельцами и местными жителями, которые никогда прежде не имели дела с ортодоксальными евреями, складывались отнюдь не безоблачно. В 2000 году американский журналист еврейского происхождения Стивен Блум даже написал книгу под названием Поствилл: столкновение культур в американской глубинке, в которой рассказал о перипетиях сосуществования хасидов с ненамного превосходившими их по численности «аборигенами» (население городка составляло всего около 1,300 человек).
Книга стала бестселлером среди либерального и реформистского еврейства США, но в хасидских кругах Блума заклеймили как «предателя», выносящего сор из родной избы. Как бы то ни было, но завод Рубашкина стал постоянным объектом жалоб и общественных кампаний — руководство обвиняли в жестоком обращении с животными, в эксплуатации детского труда, найме нелегалов, причинении вреда экологии и т.п.
В 2008 году на фабрику Рубашкиных нагрянула проверка ФБР. Среди рабочего персонала нашли около четырехсот нелегалов из Мексики и других стран Латинской Америки, и против Шолома Рубашкина возбудили уголовное дело. Дальнейшая проверка обнаружила масштабные финансовые махинации, с помощью которых руководство предприятия обманывало банки-кредиторы. Именно финансовые обвинения в итоге и стали основными — от обвинения в нелегальном найме иностранцев прокуратура США решила Рубашкину не предъявлять, объяснив, что это уже никак не повлияет на его приговор и будет пустой тратой денег на дорогой судебный процесс.
Обвинения в эксплуатации детского труда с Рубашкина также были сняты, но уже в ходе суда: защита доказала, что все несовершеннолетние, работавшие на заводе, обманывали руководство, предъявляя фальшивые документы о своем возрасте.
Комментарии