Эксперты потребительского рынка отмечают рост спроса на, так называемые, конфессиональные продукты питания. То есть те виды продукции, которые разрешены к употреблению верующим мусульманам и иудеям — халяль и кашрут. Некоторые наблюдатели называют тенденцию модным брендом, так как "религиозная продукция" приобретается не только в целях соблюдения канонов веры. Среди причин, сформировавших подобный тренд — желание приобретать экологически чистые продукты питания с гарантированно высоким уровнем качества. Спрос кошерных и халяльных продуктов обеспечивает и популяризация здорового образа жизни. Халяльные виды продовольствия можно приобрести в Саратове в специальных магазинах и кафе. Кошерные продукты питания привозятся исключительно из столицы.
Есть мнение, что развитию сегмента «религиозных продуктов» способствовала отмена обязательной сертификации продуктов питания. При отсутствии гарантии качества потребители обращаются к тем товарам, которые позиционируются как экологически чистые. В Духовном управлении мусульман Поволжья соглашаются с этим: "Покупателями магазинов, где продаются халяльные продукты, являются не только мусульмане. Люди знают, что халяльное мясо априори лучше. Потому что контроль за тем, чтобы оно было забито по канонам ислама, опосредованно усиливает требования к продукту. Грубо говоря, халяльное мясо будет свежее, а не привезенное неизвестно откуда, да перекрученное в фарш. Но контроль здесь осуществляется не сверху, а изнутри. Потому что сотрудники производств являются верующими людьми, они не пойдут на обман".
В числе факторов, формирующих спрос на конфессиональные продукты, эксперты также называют интерес к этническим кухням. И, конечно, этот перечень содержит стремление мусульман и иудеев следовать религиозным традициям.
По данным Департамента кашрута при главном раввине России, специальный сертификат, который подтверждает соблюдение требований к кошерной пищи, имеют несколько сотен отечественных производств. Пять лет назад подобный документ был только у одного производителя. Как объясняют представители пищевых производств, знак кошерности на упаковке говорит о его высоком качестве, чистоте и пользе. Подобный отличительный знак на своей продукции ставят такие известные отечественные бренды, как "Макфа", "Русское Море", "Кристалл", "Российские семена", "Русский стандарт", "Победа вкуса", "Балтика", "Невская сушка", "Коломенский молочный завод". Многие компании получают сертификат для выхода за пределы российского рынка.
Федеральные аналитики потребительского рынка говорят о том, что на интерес потребителя в свою очередь довольно живо реагирует ритейл. Крупные сети имеют постоянные или временные полки с кошерными продуктами.
Однако, в "Саратовском областном еврейском религиозном обществе" рассказали, что кошерные продукты верующие евреи закупают исключительно в Москве. Представитель организации Мойше Копитман ответил: "Мясные продукты, сыр, сладости мы заказываем в Москве. Реализация кошерных продуктов широко развита в столице и Санкт-Петербурге. В Саратове же торговлю подобными продуктами организовывать экономически не выгодно — низкий спрос. Число верующих евреев здесь не так велико. Есть и другие особенности. Дело в том, что к производству кошерного мяса предъявляются чрезвычайно жесткие требования. Лезвие ножа должно быть безупречно заточено и его острота многократно проверяется ногтем. Особое отношение евреи демонстрируют к человеку, который забивает животное и такого в Саратове нет. Кроме того, не всякое мясо годится к употреблению. Если выяснится, что здоровье животного было не отменным, сырье пойдет в брак".
По некоторым оценкам, объем российского рынка кошерных продуктов составляет около 5 млн долл.
По общему мнению, требования к халяльной продукции куда проще. Говорят: "Все халяльно, что кошерно, но не весь кашрут является халялем". Это отчасти объясняет то, что разрешенные для мусульман продукты представлены на полках сетевых магазинов куда шире. Объем данного сегмента определяет и более широкий спрос.
В Саратове, например, работает несколько специальных магазинов халяльных продуктов. Ахмед Махмедов из Духовного Управления мусульман Поволжья рассказал: "Сейчас в Саратовской области нет промышленного забоя животных по мусульманским канонам. Мы привозим продукты мясоперерабатывающий (за исключением свиноводства) и птицеводческой отраслей из Пензенской области. Там есть самое большое в России татарское село — Средняя Рязань. Также поставляем продукцию из Мордовии, Самарской области. Эти товары маркируются специальными комитетами по стандартизации халяльных продуктов, они есть в Москве, Татарстане".
Ежегодно в России производится порядка 50 тыс. т халяльного куриного мяса. Ежемесячный выпуск халяльной говядины - 1000 т. (животные для халяльного мяса должны быть убиты только с помощью ножа и со словами, обращенными к аллаху"
Кроме того, в Саратове работает кафе, где посетителям предлагаются исключительно халяльные блюда - "Турецкий тандыр". Управляющий Вугар Курбанов рассказал, что халяльное мясо в кафе доставляют саратовские фермеры. В кафе, как требуют исламские традиции, нет алкоголя. Собеседник отметил, что приобрести широкую клиентуру заведению удалось без специальной рекламы. Среди мусульман довольно быстро распространилась информация о специальном кафе.
Ахмед Махмедов подчеркивает, что спрос на подобные услуги будет увеличиваться. Этому поспособствует миграция мусульман и рост самосознания поклоняющихся исламу.
Что же касается православия, то организация специальных торговых заведений нецелесообразна, так как понятие "православная кухня" является весьма условным.
Коньков Анатолий
Священник, клирик храма в честь Рождества Христова г. Саратова
"В Православии нет каких-либо особых видов животных или растений, которые было бы необходимо употреблять в пищу или каких-то особых способов их приготовления. В многочисленных изданиях сборников «православных рецептов» предлагаются блюда, известные не только православному народу. В большинстве своем это рецепты традиционной русской кухни, они — родом из древности, когда основное население Руси было православным не только по названию. Что касается именно православных традиций, то они проявляются в том, что пища разделяется на скоромную и постную (то есть не содержащую продуктов животного происхождения). Сегодня пост соблюдают многие — поэтому в постные дни в кафе и ресторанах постное меню пользуется спросом.
В Православии есть понятие освящения пищи. Освящая пищу, мы испрашиваем у Бога благословения на вкушение. Такое благословение преподается, к примеру, во время освящения плодов в праздник Преображения Господня, когда с особой молитвой освящаются первые плоды нового урожая; накануне Пасхи хозяйки освящают куличи и яйца для праздничного стола. Кроме того, каждый верующий человек, помолившись перед трапезой, просит Господа благословить пищу и питие, а по окончании – благодарит за ниспосланные дары".
Автор: Татьяна Гордеева
Есть мнение, что развитию сегмента «религиозных продуктов» способствовала отмена обязательной сертификации продуктов питания. При отсутствии гарантии качества потребители обращаются к тем товарам, которые позиционируются как экологически чистые. В Духовном управлении мусульман Поволжья соглашаются с этим: "Покупателями магазинов, где продаются халяльные продукты, являются не только мусульмане. Люди знают, что халяльное мясо априори лучше. Потому что контроль за тем, чтобы оно было забито по канонам ислама, опосредованно усиливает требования к продукту. Грубо говоря, халяльное мясо будет свежее, а не привезенное неизвестно откуда, да перекрученное в фарш. Но контроль здесь осуществляется не сверху, а изнутри. Потому что сотрудники производств являются верующими людьми, они не пойдут на обман".
В числе факторов, формирующих спрос на конфессиональные продукты, эксперты также называют интерес к этническим кухням. И, конечно, этот перечень содержит стремление мусульман и иудеев следовать религиозным традициям.
По данным Департамента кашрута при главном раввине России, специальный сертификат, который подтверждает соблюдение требований к кошерной пищи, имеют несколько сотен отечественных производств. Пять лет назад подобный документ был только у одного производителя. Как объясняют представители пищевых производств, знак кошерности на упаковке говорит о его высоком качестве, чистоте и пользе. Подобный отличительный знак на своей продукции ставят такие известные отечественные бренды, как "Макфа", "Русское Море", "Кристалл", "Российские семена", "Русский стандарт", "Победа вкуса", "Балтика", "Невская сушка", "Коломенский молочный завод". Многие компании получают сертификат для выхода за пределы российского рынка.
Федеральные аналитики потребительского рынка говорят о том, что на интерес потребителя в свою очередь довольно живо реагирует ритейл. Крупные сети имеют постоянные или временные полки с кошерными продуктами.
Однако, в "Саратовском областном еврейском религиозном обществе" рассказали, что кошерные продукты верующие евреи закупают исключительно в Москве. Представитель организации Мойше Копитман ответил: "Мясные продукты, сыр, сладости мы заказываем в Москве. Реализация кошерных продуктов широко развита в столице и Санкт-Петербурге. В Саратове же торговлю подобными продуктами организовывать экономически не выгодно — низкий спрос. Число верующих евреев здесь не так велико. Есть и другие особенности. Дело в том, что к производству кошерного мяса предъявляются чрезвычайно жесткие требования. Лезвие ножа должно быть безупречно заточено и его острота многократно проверяется ногтем. Особое отношение евреи демонстрируют к человеку, который забивает животное и такого в Саратове нет. Кроме того, не всякое мясо годится к употреблению. Если выяснится, что здоровье животного было не отменным, сырье пойдет в брак".
По некоторым оценкам, объем российского рынка кошерных продуктов составляет около 5 млн долл.
По общему мнению, требования к халяльной продукции куда проще. Говорят: "Все халяльно, что кошерно, но не весь кашрут является халялем". Это отчасти объясняет то, что разрешенные для мусульман продукты представлены на полках сетевых магазинов куда шире. Объем данного сегмента определяет и более широкий спрос.
В Саратове, например, работает несколько специальных магазинов халяльных продуктов. Ахмед Махмедов из Духовного Управления мусульман Поволжья рассказал: "Сейчас в Саратовской области нет промышленного забоя животных по мусульманским канонам. Мы привозим продукты мясоперерабатывающий (за исключением свиноводства) и птицеводческой отраслей из Пензенской области. Там есть самое большое в России татарское село — Средняя Рязань. Также поставляем продукцию из Мордовии, Самарской области. Эти товары маркируются специальными комитетами по стандартизации халяльных продуктов, они есть в Москве, Татарстане".
Ежегодно в России производится порядка 50 тыс. т халяльного куриного мяса. Ежемесячный выпуск халяльной говядины - 1000 т. (животные для халяльного мяса должны быть убиты только с помощью ножа и со словами, обращенными к аллаху"
Кроме того, в Саратове работает кафе, где посетителям предлагаются исключительно халяльные блюда - "Турецкий тандыр". Управляющий Вугар Курбанов рассказал, что халяльное мясо в кафе доставляют саратовские фермеры. В кафе, как требуют исламские традиции, нет алкоголя. Собеседник отметил, что приобрести широкую клиентуру заведению удалось без специальной рекламы. Среди мусульман довольно быстро распространилась информация о специальном кафе.
Ахмед Махмедов подчеркивает, что спрос на подобные услуги будет увеличиваться. Этому поспособствует миграция мусульман и рост самосознания поклоняющихся исламу.
Что же касается православия, то организация специальных торговых заведений нецелесообразна, так как понятие "православная кухня" является весьма условным.
Коньков Анатолий
Священник, клирик храма в честь Рождества Христова г. Саратова
"В Православии нет каких-либо особых видов животных или растений, которые было бы необходимо употреблять в пищу или каких-то особых способов их приготовления. В многочисленных изданиях сборников «православных рецептов» предлагаются блюда, известные не только православному народу. В большинстве своем это рецепты традиционной русской кухни, они — родом из древности, когда основное население Руси было православным не только по названию. Что касается именно православных традиций, то они проявляются в том, что пища разделяется на скоромную и постную (то есть не содержащую продуктов животного происхождения). Сегодня пост соблюдают многие — поэтому в постные дни в кафе и ресторанах постное меню пользуется спросом.
В Православии есть понятие освящения пищи. Освящая пищу, мы испрашиваем у Бога благословения на вкушение. Такое благословение преподается, к примеру, во время освящения плодов в праздник Преображения Господня, когда с особой молитвой освящаются первые плоды нового урожая; накануне Пасхи хозяйки освящают куличи и яйца для праздничного стола. Кроме того, каждый верующий человек, помолившись перед трапезой, просит Господа благословить пищу и питие, а по окончании – благодарит за ниспосланные дары".
Автор: Татьяна Гордеева
Комментарии