Анализ рынка колбас от эксперта

Сегодня рынок колбасной продукции переживает не лучшие времена. Совсем недавно на юге России закрылись два мясоперерабатывающих завода. Однако эксперты сходятся во мнении, что лучше всего дела будут идти у региональных игроков, осуществляющих производство «от и до». Но и здесь есть свои нюансы. Вашему вниманию экспертная оценка колбасного сегмента.

Игроки федерального масштаба уходят


Таков тренд последних лет. Началось все с закрытия, а точнее «реконструкции» краснодарского ОАО «Мясокомбинат Краснодарский». В 2008 году он был переименован ОАО «М. Холодцов». С декабря 2011 года комбинат не выпускает продукцию, работники говорят, что деятельность завода продолжается, однако экспортом сейчас предприятие не занимается. В середине апреля 2012 года банк «Уралсиб» подаёт иск к краснодарскому ОАО «Мясокомбинат Краснодарский».


В мае 2011 года обанкротился Усть-Лабинский мясокомбинат. В начале апреля 2012 года был закрыт Лабинский мясокомбинат, входящий в группу компаний «Черкизово». Комбинат занимался производством охлаждённого мяса и полуфабрикатов. В «Черкизово» не дают комментариев по поводу закрытия дочернего предприятия. Однако известно, что причиной сложностей для предприятия могли стать ограничения на вывоз мясопродуктов в другие регионы из-за угрозы распространения африканской чумы свиней. Между тем, Лабинский комбинат занимался, в основном, поставками за пределы Краснодасркого края.

В декабре 2011 года ЗАО «Микояновский мясокомбинат» прекратило участие в управлении несколькими дочерними торговыми компаниями, в том числе и своей ростовской «дочкой» — ООО «Ростов-Микоян». Представитель компании в беседе с журналистами заявил о старте реорганизации сбытовой сети, и теперь предприятие в большей степени будет ориентировано на продажи в Москве и Санкт-Петербурге.

Тенденция прослеживается более чем явно. Федеральные игроки не выдерживают конкуренции на местных рынках и закрывают свои «дочерние» предприятия. Они предпочитают работать на «старых точках» и не ведут борьбу за территорию с «регионалами».

«Чумовые» дела

Чума названа главной специфической причиной сложностей южной мясоперерабатывающей промышленности. Эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка Михаил Григорьев отмечает, что чаще всего от «чумных подозрений» страдает свинина. А из нее, между прочим, делают большинство колбасных изделий. Сегодня в южных регионах откровенно не хватает свинины, потому предприятия простаивают. «Новые комплексы сейчас из-за этого открываются не так активно; кроме того, там теперь очень высокие требования по санитарным нормам, соответствовать которым для предприятий нелегко», - цитата эксперта.

Предприятия без собственной сырьевой базы обречены на исчезновение. Бесперебойные поставки сырья они не могут себе обеспечить, в таких условиях работать нельзя. В производстве используют альтернативные типы мяса – замороженное, например. Сырье становится дефицитом, соответственно, и цены на него растут. С другой стороны, проблема еще не достигла глобальных объемов, худо-бедно предприятия юга России справляются.

Вспышки заболевания породили и сложности с административным регулированием в отрасли. Как поясняет глава Мясного союза России Мушег Мамиконян, производителям и переработчикам нужно получать много различных разрешений при перемещении, как сырья, так и готового продукта. Создаются бюрократические препоны, которые «сваливают» местную отрасль. В результате побеждают конкуренты из других регионов.

«Местные» процветают!

Как оказалось, местные мясоперерабатывающие предприятия чувствуют себя лучше всех. Статистика показывает, что именно они являются самыми успешными игроками рынка. И это при том, что на юге России в последние годы снизили объемы производства многие «колбасники». Общая региональная статистика показывает «+». Так, начальник отдела казначейства и кредитования филиала ЗАО «Агро Инвест» в Волгограде Екатерина Павлова отмечает, что «доля местных игроков увеличивается с каждым годом, это связано с тем, что потребитель хочет покупать качественный продукт, а его можно произвести, имея полный цикл производства, включая забой скота». У крупных региональных вертикально-интегрированных комплексов такая цепочка есть. В их числе «Тавр» в Ростове-на-Дону, «Агрокомплекс» в Краснодаре и «Агро Инвест» (ТМ «Царь-Продукт») в Волгограде. У каждого из этих предприятий имеется собственная сырьевая база. Кроме всего прочего, у «регионалов» практически нет логистических проблем. Наконец, у региональных производителей есть больше возможностей работать с мелкими точками. Как отмечают в том же «Тавре», сбытовой отдел предприятия постоянно находится в тесной связи с дистрибьюторами и строит прямые отношения с торговыми точками. Все это позволяет успешно «выдавливать» игроков федерального масштаба с местных рынков колбасных изделий.

Фактор розницы

Есть мнение, что региональные торговые сети предпочитают поддерживать локальные марки. Дело в том, что поддержка федеральных брендов увеличивает влияние популярной марки на сеть, а торговые сети не заинтересованы в усилении зависимости от поставщиков. За счет этого федеральные производителя пока держатся на плаву.

Региональными производителями, в противовес, используется другой прием. Это развитие собственных розничных сетей наравне с использованием других каналов сбыта. Так, у «Агро Инвеста» уже 120 собственных магазинов в Волгоградской области и Самаре, у «Агрокомплекса» — 179 магазинов в Краснодарском крае и Ростовской области. «Тавр» тоже развивает формат собственной розницы — «Мясные лавки»: сейчас в Ростове 35 таких точек, а к концу 2012 года компания планирует довести их число до 48. Таким образом, «регионалы» пытаются бороться с несправедливой политикой крупных торговых сетей. И у них это неплохо получается… Однако и здесь есть свои риски. «С точки зрения полезности для увеличения рынка — это хорошо, — рассуждает г-н Мамиконян. — С точки зрения диверсификации потоков — это тоже хорошо, но это отдельный бизнес, поэтому есть опасность, что в долгосрочной перспективе он может оказаться не очень успешным».

Но даже с учетом этих рисков, местные мясоперерабатывающие предприятия работают успешней своих федеральных коллег. Таков современный рынок колбасных изделий и полуфабрикатов.