Сегодня рынок колбасной продукции переживает не лучшие времена. Совсем недавно на юге России закрылись два мясоперерабатывающих завода. Однако эксперты сходятся во мнении, что лучше всего дела будут идти у региональных игроков, осуществляющих производство «от и до». Но и здесь есть свои нюансы. Вашему вниманию экспертная оценка колбасного сегмента.
Игроки федерального масштаба уходят
Таков тренд последних лет. Началось все с закрытия, а точнее «реконструкции» краснодарского ОАО «Мясокомбинат Краснодарский». В 2008 году он был переименован ОАО «М. Холодцов». С декабря 2011 года комбинат не выпускает продукцию, работники говорят, что деятельность завода продолжается, однако экспортом сейчас предприятие не занимается. В середине апреля 2012 года банк «Уралсиб» подаёт иск к краснодарскому ОАО «Мясокомбинат Краснодарский».
В мае 2011 года обанкротился Усть-Лабинский мясокомбинат. В начале апреля 2012 года был закрыт Лабинский мясокомбинат, входящий в группу компаний «Черкизово». Комбинат занимался производством охлаждённого мяса и полуфабрикатов. В «Черкизово» не дают комментариев по поводу закрытия дочернего предприятия. Однако известно, что причиной сложностей для предприятия могли стать ограничения на вывоз мясопродуктов в другие регионы из-за угрозы распространения африканской чумы свиней. Между тем, Лабинский комбинат занимался, в основном, поставками за пределы Краснодасркого края.
В декабре 2011 года ЗАО «Микояновский мясокомбинат» прекратило участие в управлении несколькими дочерними торговыми компаниями, в том числе и своей ростовской «дочкой» — ООО «Ростов-Микоян». Представитель компании в беседе с журналистами заявил о старте реорганизации сбытовой сети, и теперь предприятие в большей степени будет ориентировано на продажи в Москве и Санкт-Петербурге.
Тенденция прослеживается более чем явно. Федеральные игроки не выдерживают конкуренции на местных рынках и закрывают свои «дочерние» предприятия. Они предпочитают работать на «старых точках» и не ведут борьбу за территорию с «регионалами».
«Чумовые» дела
Чума названа главной специфической причиной сложностей южной мясоперерабатывающей промышленности. Эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка Михаил Григорьев отмечает, что чаще всего от «чумных подозрений» страдает свинина. А из нее, между прочим, делают большинство колбасных изделий. Сегодня в южных регионах откровенно не хватает свинины, потому предприятия простаивают. «Новые комплексы сейчас из-за этого открываются не так активно; кроме того, там теперь очень высокие требования по санитарным нормам, соответствовать которым для предприятий нелегко», - цитата эксперта.
Предприятия без собственной сырьевой базы обречены на исчезновение. Бесперебойные поставки сырья они не могут себе обеспечить, в таких условиях работать нельзя. В производстве используют альтернативные типы мяса – замороженное, например. Сырье становится дефицитом, соответственно, и цены на него растут. С другой стороны, проблема еще не достигла глобальных объемов, худо-бедно предприятия юга России справляются.
Вспышки заболевания породили и сложности с административным регулированием в отрасли. Как поясняет глава Мясного союза России Мушег Мамиконян, производителям и переработчикам нужно получать много различных разрешений при перемещении, как сырья, так и готового продукта. Создаются бюрократические препоны, которые «сваливают» местную отрасль. В результате побеждают конкуренты из других регионов.
«Местные» процветают!
Как оказалось, местные мясоперерабатывающие предприятия чувствуют себя лучше всех. Статистика показывает, что именно они являются самыми успешными игроками рынка. И это при том, что на юге России в последние годы снизили объемы производства многие «колбасники». Общая региональная статистика показывает «+». Так, начальник отдела казначейства и кредитования филиала ЗАО «Агро Инвест» в Волгограде Екатерина Павлова отмечает, что «доля местных игроков увеличивается с каждым годом, это связано с тем, что потребитель хочет покупать качественный продукт, а его можно произвести, имея полный цикл производства, включая забой скота». У крупных региональных вертикально-интегрированных комплексов такая цепочка есть. В их числе «Тавр» в Ростове-на-Дону, «Агрокомплекс» в Краснодаре и «Агро Инвест» (ТМ «Царь-Продукт») в Волгограде. У каждого из этих предприятий имеется собственная сырьевая база. Кроме всего прочего, у «регионалов» практически нет логистических проблем. Наконец, у региональных производителей есть больше возможностей работать с мелкими точками. Как отмечают в том же «Тавре», сбытовой отдел предприятия постоянно находится в тесной связи с дистрибьюторами и строит прямые отношения с торговыми точками. Все это позволяет успешно «выдавливать» игроков федерального масштаба с местных рынков колбасных изделий.
Фактор розницы
Есть мнение, что региональные торговые сети предпочитают поддерживать локальные марки. Дело в том, что поддержка федеральных брендов увеличивает влияние популярной марки на сеть, а торговые сети не заинтересованы в усилении зависимости от поставщиков. За счет этого федеральные производителя пока держатся на плаву.
Региональными производителями, в противовес, используется другой прием. Это развитие собственных розничных сетей наравне с использованием других каналов сбыта. Так, у «Агро Инвеста» уже 120 собственных магазинов в Волгоградской области и Самаре, у «Агрокомплекса» — 179 магазинов в Краснодарском крае и Ростовской области. «Тавр» тоже развивает формат собственной розницы — «Мясные лавки»: сейчас в Ростове 35 таких точек, а к концу 2012 года компания планирует довести их число до 48. Таким образом, «регионалы» пытаются бороться с несправедливой политикой крупных торговых сетей. И у них это неплохо получается… Однако и здесь есть свои риски. «С точки зрения полезности для увеличения рынка — это хорошо, — рассуждает г-н Мамиконян. — С точки зрения диверсификации потоков — это тоже хорошо, но это отдельный бизнес, поэтому есть опасность, что в долгосрочной перспективе он может оказаться не очень успешным».
Но даже с учетом этих рисков, местные мясоперерабатывающие предприятия работают успешней своих федеральных коллег. Таков современный рынок колбасных изделий и полуфабрикатов.
Игроки федерального масштаба уходят
Таков тренд последних лет. Началось все с закрытия, а точнее «реконструкции» краснодарского ОАО «Мясокомбинат Краснодарский». В 2008 году он был переименован ОАО «М. Холодцов». С декабря 2011 года комбинат не выпускает продукцию, работники говорят, что деятельность завода продолжается, однако экспортом сейчас предприятие не занимается. В середине апреля 2012 года банк «Уралсиб» подаёт иск к краснодарскому ОАО «Мясокомбинат Краснодарский».
В мае 2011 года обанкротился Усть-Лабинский мясокомбинат. В начале апреля 2012 года был закрыт Лабинский мясокомбинат, входящий в группу компаний «Черкизово». Комбинат занимался производством охлаждённого мяса и полуфабрикатов. В «Черкизово» не дают комментариев по поводу закрытия дочернего предприятия. Однако известно, что причиной сложностей для предприятия могли стать ограничения на вывоз мясопродуктов в другие регионы из-за угрозы распространения африканской чумы свиней. Между тем, Лабинский комбинат занимался, в основном, поставками за пределы Краснодасркого края.
В декабре 2011 года ЗАО «Микояновский мясокомбинат» прекратило участие в управлении несколькими дочерними торговыми компаниями, в том числе и своей ростовской «дочкой» — ООО «Ростов-Микоян». Представитель компании в беседе с журналистами заявил о старте реорганизации сбытовой сети, и теперь предприятие в большей степени будет ориентировано на продажи в Москве и Санкт-Петербурге.
Тенденция прослеживается более чем явно. Федеральные игроки не выдерживают конкуренции на местных рынках и закрывают свои «дочерние» предприятия. Они предпочитают работать на «старых точках» и не ведут борьбу за территорию с «регионалами».
«Чумовые» дела
Чума названа главной специфической причиной сложностей южной мясоперерабатывающей промышленности. Эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка Михаил Григорьев отмечает, что чаще всего от «чумных подозрений» страдает свинина. А из нее, между прочим, делают большинство колбасных изделий. Сегодня в южных регионах откровенно не хватает свинины, потому предприятия простаивают. «Новые комплексы сейчас из-за этого открываются не так активно; кроме того, там теперь очень высокие требования по санитарным нормам, соответствовать которым для предприятий нелегко», - цитата эксперта.
Предприятия без собственной сырьевой базы обречены на исчезновение. Бесперебойные поставки сырья они не могут себе обеспечить, в таких условиях работать нельзя. В производстве используют альтернативные типы мяса – замороженное, например. Сырье становится дефицитом, соответственно, и цены на него растут. С другой стороны, проблема еще не достигла глобальных объемов, худо-бедно предприятия юга России справляются.
Вспышки заболевания породили и сложности с административным регулированием в отрасли. Как поясняет глава Мясного союза России Мушег Мамиконян, производителям и переработчикам нужно получать много различных разрешений при перемещении, как сырья, так и готового продукта. Создаются бюрократические препоны, которые «сваливают» местную отрасль. В результате побеждают конкуренты из других регионов.
«Местные» процветают!
Как оказалось, местные мясоперерабатывающие предприятия чувствуют себя лучше всех. Статистика показывает, что именно они являются самыми успешными игроками рынка. И это при том, что на юге России в последние годы снизили объемы производства многие «колбасники». Общая региональная статистика показывает «+». Так, начальник отдела казначейства и кредитования филиала ЗАО «Агро Инвест» в Волгограде Екатерина Павлова отмечает, что «доля местных игроков увеличивается с каждым годом, это связано с тем, что потребитель хочет покупать качественный продукт, а его можно произвести, имея полный цикл производства, включая забой скота». У крупных региональных вертикально-интегрированных комплексов такая цепочка есть. В их числе «Тавр» в Ростове-на-Дону, «Агрокомплекс» в Краснодаре и «Агро Инвест» (ТМ «Царь-Продукт») в Волгограде. У каждого из этих предприятий имеется собственная сырьевая база. Кроме всего прочего, у «регионалов» практически нет логистических проблем. Наконец, у региональных производителей есть больше возможностей работать с мелкими точками. Как отмечают в том же «Тавре», сбытовой отдел предприятия постоянно находится в тесной связи с дистрибьюторами и строит прямые отношения с торговыми точками. Все это позволяет успешно «выдавливать» игроков федерального масштаба с местных рынков колбасных изделий.
Фактор розницы
Есть мнение, что региональные торговые сети предпочитают поддерживать локальные марки. Дело в том, что поддержка федеральных брендов увеличивает влияние популярной марки на сеть, а торговые сети не заинтересованы в усилении зависимости от поставщиков. За счет этого федеральные производителя пока держатся на плаву.
Региональными производителями, в противовес, используется другой прием. Это развитие собственных розничных сетей наравне с использованием других каналов сбыта. Так, у «Агро Инвеста» уже 120 собственных магазинов в Волгоградской области и Самаре, у «Агрокомплекса» — 179 магазинов в Краснодарском крае и Ростовской области. «Тавр» тоже развивает формат собственной розницы — «Мясные лавки»: сейчас в Ростове 35 таких точек, а к концу 2012 года компания планирует довести их число до 48. Таким образом, «регионалы» пытаются бороться с несправедливой политикой крупных торговых сетей. И у них это неплохо получается… Однако и здесь есть свои риски. «С точки зрения полезности для увеличения рынка — это хорошо, — рассуждает г-н Мамиконян. — С точки зрения диверсификации потоков — это тоже хорошо, но это отдельный бизнес, поэтому есть опасность, что в долгосрочной перспективе он может оказаться не очень успешным».
Но даже с учетом этих рисков, местные мясоперерабатывающие предприятия работают успешней своих федеральных коллег. Таков современный рынок колбасных изделий и полуфабрикатов.
Комментарии