Поздравляем с днем светлой Хануки!

Ханука, Ханукка (евр., арам. — освящение, обновление, новоселье) — еврейский праздник, который начинается 25 кислева и продолжается восемь дней, до 2 или 3 числа месяца тевета по иудейскому лунному календарю, т.е. в декабре по григорианскому календарю. Другое название праздника — Хаг Урим («Праздник Огней», «Светочи») — впервые упоминается античным историком Иосифом Флавием (I–II вв. н.э.).
История праздника
Во II в. до н.э. Палестина была захвачена греками. Они не только лишили евреев политической независимости, но и посягнули на веру, стремясь превратить иудеев в эллинов-язычников. Во всех уголках Израиля греки заставляли народ отрекаться от веры предков, прекратить соблюдение субботы и изучение Торы, не соблюдать законы о чистой и нечистой пище и начать есть свинину. Иерусалимский храм был захвачен в 170 году до н.э. эллинистическим царем Сирии Антиохом IV Эпифаном. В 169 году до н.э. Антиох отправил в Сирию священную храмовую утварь, включая знаменитый золотой сеемисвечник — Менору. Верхом унижения веры в единого Бога был момент, когда греки осквернили Храм в Иерусалиме, установив в нем статуи своих идолов и тем самым превратив его в языческое место поклонения.

Народ был крайне подавлен, но в нем зрели искры восстания. И настал момент, когда семья храмовых священнослужителей-когенов, жившая в городе Модиин, во главе с Маттафией Хасмонеем (Матитьягу Хашмонаем), подняла восстание, бросив клич: «Кто за Бoга — ко мне!» К восставшим присоединились все, кто не хотел примириться с уничтожением евреев и их веры. Маттафия назначил своего третьего сына, Иуду Маккавея (Иегуду Маккаби), вождем и полководцем. Сам же старец Маттафия вскоре скончался.
В ходе жестоких боев иудеи разгромили могущественного врага. Их вера и беззаветная преданность своей цели придавали им силы. Иерусалим был освобожден от греков, а Храм очищен от идолов. Согласно 1 книге Маккавеев (4:36–59), когда воины освободили Храм и хотели вновь зажечь культовій светильник, оказалось, что все масло для Меноры осквернено язычниками. Нашелся один-единственный маленький кувшинчик чистого масла, которого могло хватить только на одну ночь. Однако, по преданию, это масло горело целых восемь дней, и иудеи сочли, что Всевышний совершил чудо. Согласно 2 книге Маккавеев (1:8–9, 18–31; 2:10–12; 10:1–8), праздник продолжался восемь дней потому, что так установил царь Соломон, празднуя открытие Первого храма (3 Царств, 8:63–66). В книге устроенный Хасмонеями праздник уподобляется празднику Суккот (Кущей) и рассказывается, что небесный огонь спустился на жертвенник подобно тому, как это произошло во время первого служения в Храме и при открытии Второго храма в эпоху Неемии.
В память о победе над греками и о чуде, произошедшем в Храме, евреи восемь дней празднуют Хануку. Праздник в честь освящения Храма связался в сознании иудеев с очистительной силой огня, со светлым чудом, и с символикой победы духа над грубой материей, единобожия над язычеством, с особой менорой. Первый из известных источников, где упомянуто зажигание хануккальных свечей как заповедь праздника, — повествование из Вавилонского Талмуда (Шаббат, 21б). Там упомянут спор о порядке зажигания свечей: школа Шаммая полагает, что в первый день зажигают восемь свечей, а в последующие дни убавляют по свече; школа Гиллеля, напротив, считает, что в первый день следует зажечь одну свечу, а в последующие дни праздника добавлять по одной свече. Такова и сегодняшняя практика.
Погибших в борьбе против завоевателей братьев Иуды Маккавея почитают и христиане — как воинов за веру и мучеников. В Православной церкви день памяти Маккавеев — 1 (14) августа (т.н. «медовый Спас»).

Значение праздника

Иуда же и братья его сказали: вот, враги наши сокрушены, взойдём очистить и обновить святилище. И собралось всё ополчение, и взошли на гору Сион. И увидели, что святилище опустошено, жертвенник осквернён, ворота сожжены, и в притворах, как в лесу или на какой-нибудь горе, поросли растения, и хранилища разрушены. И разодрали они одежды свои, плакали горьким плачем и сыпали пепел на свои головы, и падали лицем на землю и трубили вестовыми трубами, и вопили к небу. Тогда отрядил Иуда мужей воевать против находившихся в крепости, доколе он очистит святилище. И избрал священников беспорочных, ревнителей закона. Они очистили святилище, и осквернённые камни вынесли в нечистое место. …взяли камни целые, по закону, и построили новый жертвенник по прежнему; потом устроили святыни и внутренние части Храма и освятили притворы; устроили новую священную утварь и внесли в Храм менору и алтарь всесожжений и воскурений и стол хлебов приношения; и воскурили на алтаре фимиам, и зажгли светильники на меноре, и осветили Храм; и положили на стол хлебы и развесили занавесы, и окончили все дела, которые предприняли. 
В двадцать пятый день девятого месяца — это месяц кислев — сто сорок восьмого года, встали весьма рано и принесли жертву по закону на новоустроенном жертвеннике всесожжений. В то время, в тот самый день, в который язычники осквернили жертвенник, обновлён он с песнями. Пирами, гуслями и кимвалами. И весь народ падал на лице свое, и молились и воссылали благодарение на небо Благопоспешившему им. Так совершили обновление жертвенника восемь дней с весельем, принося всесожжения и вознося жертву спасения и хвалы. И украсили переднюю сторону Храма золотыми венцами и щитами, и возобновили ворота и хранилища и сделали для них двери. И была весьма великая радость в народе и отвращено было поношение язычников. И установил Иуда и братья его и всё собрание Израиля, чтобы дни обновления жертвенника празднуемы были с весельем и радостью, в свое время, каждый год восемь дней, от двадцатого дня месяца кислева.
(1Макк.4:36-59)
Как празднуют Хануку
Как только спускается вечер, зажигают специальный ханукальный светильник (ханукию) у входа в дом или на подоконнике, чтобы свидетельствовать всему миру о чуде, совершенном Всевышним. В первый день зажигают один огонек, а затем каждый вечер прибавляют еще один — пока в восьмой вечер не горят все восемь свечей ханукии. Ханукию зажигают особой свечой-«служкой», средней или отдельной свечой: в первый день — 1, во второй — 2 свечи, и т.д. Полмимо основных свеч каждый день горит «служебная» свеча. Ее роль — зажигать других и служить. Можно встретить мнение, что эта свеча служит прообразом Мессии. После зажигания светильника поют традиционный ханукальный гимн — «Маоз цур йешуати» («Оплот и опора моего спасения»).
Ханука входит в число праздников, празднование которых было установлено не на горе Синай, а мудрецами. По этой причине не существует запрета работать в дни Хануки. Хануку и Пурим иногда называют «детскими» праздниками (дни этих праздников, как правило, являются рабочими, только у детей в школах каникулы).
Во время праздника хануки принято есть специальные пончики и картофельные оладьи («латкес»), которые жарят на масле — это должно напоминать о чуде с кувшинчиком масла. Дети играют в традиционную ханукальную игру с волчком-дрейдлом (савивон на иврите).
Ханука начинается с заходом солнца накануне указанной даты:
  • 2010 г. — 2 декабря; 
  • 2011 г. — 21 декабря;
  • 2012 г. — 9 декабря; 
  • 2013 г. — 28 ноября; 
  • 2014 г. — 17 декабря, 
  • 2015 г. — 7 декабря.
Источники:
См. также:
Дополнительно на Genon.ru об иудео-христианских священных книгах:

Комментарии