Оборудование для забоя скота - обзор рынка

Приспособления для убоя сельскохозяйственных животных используются человечеством на протяжении всей его истории. Российский рынок оборудования для бойни имеет свою специфику, которая выражается в решении различных проблем при данной деятельности. Можно выделить транспортные, ветеринарно-санитарные, экологические, а также и морально-этические проблемы, связанные непосредственно с процессом деятельности самого предприятия.

Рассматривая историю развития данного направления, надо отметить, что изначально все бойни открыто располагались на территории поселения и владельцы не задумывались об эстетической стороне вопроса, так как зачастую объемы выработки мяса в поселениях не выходили за рамки их собственного потребления. С развитием промышленного масштаба убоя скота лишь в XIX—XX вв. места для убоев все чаще стали располагать вдали от общественного внимания. Впоследствии стали уделять внимание не только эстетической стороне вопроса, но и санитарной безопасности производства.


В XX веке скотобойни представляли собой крупные предприятия по переработке мяса при мясокомбинатах. Но, тем не менее, стоит отметить, что сегодня в нашей стране не хватает модернизированных площадок по убою скота. Большинство предприятий, которые приспособлены сегодня в подобных целях, являются технически устаревшими. В некоторых регионах пытаются самостоятельно решить задачу состояния убойных цехов путем строительства мини-боен, рассчитанных всего лишь на несколько голов в день.

Согласно данным Минсельхоза РФ и ВНИИМП, убой и переработка скота производятся на 1523 предприятиях, в том числе на 437 мясокомбинатах и 1086 мясохладобойнях. Их производственные мощности позволяют вырабатывать свыше 11 тыс. тонн мяса за одну смену. Также работает более 400 птицефабрик с убоем птицы общей мощностью по выработке мяса порядка 1,0 млн тонн в год.

Таким образом, основным фактором, влияющим на российский рынок оборудования для бойни, является рынок мяса.

Объем производства скота и птицы на убой рос на протяжении последних десяти лет за исключением 2005 года, когда наблюдалось снижение объемов производства. Так, в 2005 году объемы производства снизились на 1,35%. Наибольший темп прироста производства скота на убой был зафиксирован в 2007 году и составил около 8,5%. В 2012 году объем производства скота и птицы на убой в сельскохозяйственных организациях, не относящихся к малому бизнесу, составил 6,95 млн тонн.

В 2012 году основным источником для производства мяса являлась птица, доля которой составила 61,73%, что почти в два раза, чем в 2011 году, доля КРС снизилась до 10,91%. Свинина занимала чуть более 27% от всего объема мяса.

По данным Минэкономразвития, производство мяса в России в 2014 году может увеличиться на 19,5% по сравнению с показателями 2010 года. Так, планируются дальнейшие инвестиции в развитие данной отрасли: с этой целью из федерального бюджета на реализацию мероприятий госпрограммы поддержки животноводства в 2011 году была выделена сумма в 118 млрд. рублей. Но несмотря на значительную государственную поддержку, прогнозируется сокращение производства мяса крупного рогатого скота в 2015 году к уровню 2010 года на 2,3%. В связи с представленным прогнозом в структуре реализации скота и птицы на убой планируется изменение доли крупного рогатого скота в пользу свиней и птицы.

В настоящее время, как отмечают эксперты рынка, в нашей стране достаточно развит убой птиц. Большинство функционирующих птицефабрик – индустриальные предприятия, имеющие свои собственные цеха по убою. А вот с убоем скота существуют реальные проблемы. Наблюдается сильный износ оборудования: например, процент износа холодильного оборудования, эксплуатируемого на этих предприятиях, составляет 60-70%. Как уже упоминалось ранее, большинство скотобоен оснащено устаревшим оборудованием, которое при эксплуатационном сроке в 10 лет используется уже не один десяток лет.

Однако в силу большого числа игроков рынку оборудования для бойни свойственна серьезная конкуренция между производителями, преимущественно иностранными. По оценке ГК Step by Step, доля импортной продукции на российском рынке оборудования для бойни составляет порядка 66,41 – 66,92%.

Основными странами – производителями импортного оборудования для бойни, ввозимого на территорию Российской Федерации, были:
  • в натуральном выражении – Китай – 48,59% от всего импорта;
  • в стоимостном выражении – Нидерланды – 67,32% всего импорта.

Таким образом, из таблицы мы видим, что объем импорта составил 1 556 единиц оборудования на общую сумму 99,98 млн. USD. Средняя цена импорта составила 64,25 тыс. USD за единицу оборудования.

Охарактеризуем ситуацию в России. Так как выпуск оборудования для бойни – это специфический вид производства, то не каждый российский регион имеет производителей данного оборудования, поэтому сосредоточение производства оборудования для убоя животных находится преимущественно в зонах ведения мясного животноводства.

В настоящее время зоны активного ведения мясного животноводства располагаются на территориях Южного, Северокавказского, Центрального, Приволжского, Уральского, Северо-Западного и Дальневосточного федеральных округов.

Наиболее крупными производителями оборудования для боен являются:

отечественные производители:
  •     Пильнинский завод «Агропромсервис»;
  •     НПО «ПАХРА»;
  •     ЗАО «Клипмаш»;
  •     ООО «ММ ПРИС»;
  •     ООО «Мясная Инженерия».
иностранные производители:
  •     Hubert HAAS (Германия);
  •     ABELE (Германия);
  •     Slaughtering S R L (Италия);
  •     BAUMANN (Германия).
В настоящее время крупнейшие производители оборудования снабжают своей продукцией отечественные мясокомбинаты и бойни. В качестве основных задач развития ведущие производители ставят следующие: увеличение доли рынка, улучшение качественных показателей продукции, расширение ассортимента выпускаемого оборудования. Ведь для уменьшения зависимости отечественного рынка от импортных поставок мясных продуктов многим предприятиям будет необходимо установить современное оборудование взамен устаревшего. Развитие самого рынка оборудования для бойни на сегодняшний день зависит от развития сырьевой базы, а также от государственной поддержки предприятий.

Источник: группа компаний Step by Step, Unipack.Ru





Комментарии