Бигмак не уцелел: McDonald's повышает цены

Лидеры фастфуда McDonald’s и Yum Brand’s (сети KFC и Pizza Hut) заявили об увеличении цен на свои продукты. Поставщики ингредиентов для бигмаков и пиццы повысили отпускные цены для этих сетей еще раньше.

В долларах подешевели

Пока речь идет о незначительном повышении цен в McDonald’s с 3 декабря – всего на несколько процентов в зависимости от блюда, в среднем по сети рост и вовсе составит только 1,3%. «На бизнес компании влияют несколько факторов, в том числе логистические затраты, стоимость сырья и электроэнергии», – объяснила РБК представитель компании в России Нина Прасолова.

Самые распространенные позиции: сэндвич бигмак и средняя порция картофеля-фри теперь стоят на 2,2% и 1,8% дороже – 94 и 58  руб. соответственно. Цены компания пересматривает периодически, но когда это происходило в последний раз, ее представитель не сообщил. Интересно, что сейчас главное блюдо McDonald’s – бигмак – с учетом колебания стоимости валют стоит дешевле, чем в июле 2014 года, почти на треть: $1,73 вместо $2,55.

Бигмак в России подешевел на треть

С $2,55 до $1,73 По данным журнала The Economist, который уже 28 лет рассчитывает «индекс бигмака», на июль 2014 года в России бигмак стоил $2,55 (89  руб. по курсу 34,84 руб. за $1), и российская валюта была недооценена на 46,7%. Сейчас в московских точках сети он стоит 94  руб., что по официальному курсу ЦБ на 4 декабря (54,38  руб.) составляет $1,73. Таким образом, в долларах бутерброд подешевел почти на треть.

В 1990‑м – $6,18 «Индекс бигмака» должен определить реальные обменные курсы валют различных государств. Вместо корзины берется сэндвич McDonald’s, который выпускается во многих странах и состоит из стандартных ингредиентов. Его стоимость зависит от объемов выпуска, цены аренды, сырья и т.д. Россию стали учитывать при его подсчете в 1990 году, когда в Москве открылся первый McDonald’s. Тогда в России сэндвич стоил $6,18, а в США $2,1.

Конкуренты McDonald’s – сети KFC и Pizza Hut – успели изменить цены в меню своих сетей чуть раньше. В ноябре Yum Brand’s повысила цены на продукцию в среднем примерно на 1%, сообщил представитель компании в России Илья Политковский.

Ресторанный холдинг «Росинтер» (Il Patio, TGI Fridays, «Планета суши» и др.) стоимость блюд пока не увеличивал, но наблюдает за рыночной ситуацией. «Цены мы не повышали, но в будущем будем принимать решение, основываясь на экономической ситуации в нашем сегменте рынка», – сообщила директор по корпоративным коммуникациям «Росинтер Ресторантс» Елена Мазур.

Burger King и «Г. М. Р. Планета гостеприимства» (управляет Sbarro, «Елки-Палки» и прочие) не ответили на запросы РБК. Представитель международной сети кофеен Starbucks отказался от комментариев.

Текущее повышение не последнее, уверен исполнительный директор компании ресторанного консалтинга Restcon Андрей Петраков. В кризис 2008 года, по словам Петракова, именно благодаря этому балансу фастфуд-сегмент пострадал меньше всего на ресторанном рынке. «Скорее всего, они слабо ощутят его и в этот раз, основные игроки имеют сильные бренды и недорогое предложение», – объясняет Петраков. Тогда как в среднем ценовом сегменте обороты ресторанов уже упали не менее чем на 10%.

Следуют за поставщиками

Представитель компании «Рязаньзернопродукт», которая производит для McDonald’s и других сетей булочки, говорит, что вслед за своими поставщиками зерна его компания также повышает цены. По данным Института конъюнктуры аграрных рынков, мука с начала года подорожала на 20,2%, растительное масло (рафинированное нефасованное) – на 42%, сахар – в полтора раза.

Подняла стоимость свежих салатов и овощей «Белая дача» – основной поставщик начинки для бургеров. «Мы вошли уже в зимний период, поэтому, разумеется, повысили стоимость продукции, в том числе и для российских рестораторов. Сейчас мы поставляем контрагентам зарубежные свежие салаты», – объяснил председатель наблюдательного совета группы компаний «Белая дача» Виктор Семенов. Объем повышения Семенов не называет, объясняя это коммерческой тайной: стоимость закупки для игроков разных рынков – предмет обсуждения и сильно разнится. Компания поставляет сейчас овощи и салаты из Египта, Туниса, Турции.

Мясники тоже отказались обсуждать цену закупки. Так, представитель «Мираторга» сообщил, что, по условиям соглашения с McDonald’s, не может раскрывать детали. С начала года средняя цена импортной говядины без костей выросла на 30%, российская цена изменилась примерно так же, хотя ее производство за год упало на 2%, говорит глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. На данный момент оптовая цена импортного продукта в среднем по России составляет 295 руб. за 1 кг по сравнению с 220 руб. в начале года. С момента введения санкций говядина подорожала на 20%, уточняет он.

Какие претензии возникали к «Макдоналдсу»

Налоговые претензии

В августе 2007 года московская налоговая инспекция №48 подала иск о взыскании с ЗАО «Москва-Макдоналдс» примерно 160 млн руб. за 2003–2005 годы. Претензии налоговиков были связаны с тем, что компания неправомерно применяла льготную 10-процентную ставку НДС для мясных и молочных продуктов до того, как получала на них санитарно-эпидемиологические заключения. Кроме того, по мнению налоговиков, компания недоплачивала налоги за счет того, что приобретала мясо и упаковочный материал у фирм-однодневок. Разбирательство длилось два года, суд провел 21 судебное заседание и в 2009 году вынес решение: компании удалось оспорить чуть более половины из 160 млн руб. налоговых претензий. Доначисление НДС и претензии по налогу на доходы работников и единому социальному налогу были признаны незаконными, а наиболее серьезный эпизод дела, связанный с поставками мяса через фирмы-однодневки, суд решил в пользу налоговиков.

Арендная ставка

В начале 1990-х годов Москва заключила с ресторанной сетью договор аренды ряда зданий по ставке 1 руб. за 1 кв. м в год. на срок до 24 декабря 2041 года. Летом 2009 года департамент имущества Москвы потребовал установить плату, которая бы соответствовала минимальной ставке аренды в городе (1 тыс. руб. за 1 кв. м) и подал соответствующие иски в арбитраж. Предметами спора стали два объекта «Макдоналдса», расположенные по адресам: ул. Арбат, 52/1 (площадь 1577 кв. м) и Большой Николопесковский пер., 15/2 (859 кв. м). По первому адресу располагается один из ресторанов сети, а по второму — часть центрального офиса компании. В конце 2009 года Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск столичных властей, однако «Макдоналдс» подал кассационную жалобу, и в апреле 2010 года Федеральный арбитражный суд Московского округа отменил решения предыдущих инстанций.

Качество продуктов

В апреле 2014 года «Макдоналдс» закрыл свои рестораны в Крыму, после того как этот регион вышел из состава Украины и присоединился к России. Компания объяснила этот шаг чисто производственными причинами. В августе 2014 года в ряде российских регионов начались проверки санитарного состояния ресторанов «Макдоналдс». Отвечая на вопрос, не являются ли проверки ответом на западные санкции, вице-премьер Ольга Голодец сказала: «Наверное, в таком противостоянии всегда существует ответная реакция». По данным Роспотребнадзора, в ходе проверок были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических норм. В итоге было возбуждено около 80 административных дел по факту несоответствия пищевых проб стандартам качества и приостановлена работа ряда кафе в Москве, Казани, Екатеринбурге и некоторых других городах России. В их числе оказался и старейший российский «Макдоналдс» на Большой Бронной, открытый в 1990 году.

Источник: rbc.ru 

Комментарии