***

наш журнал - это подспорье работникам предприятий пищевой промышленности, производителям и поставщикам оборудования, сырья и ингредиентов

вторник, 5 мая 2015 г.

Знак качественного импортозамещения

Возрождение знака качества в современной России – само по себе заимствование ностальгического советского бренда. Такая маркетинговая стратегия уже имеет свои ограничения. Но старый-новый знак качества должен еще стать технологией рекламы отечественных продуктов и товаров.

Два года назад знак качества всплыл в связи с планами поддержки российских брендов за рубежом. В 2015 г., объявляя о подписании распоряжения правительства, премьер Дмитрий Медведев уже не говорил ничего о продвижении товаров за рубеж. Оно и понятно, времена изменились. Сейчас идея сводится к тому, чтобы укрепить доверие российских покупателей к российским товарам. Знак качества нужен скорее как знак качественного импортозамещения.

Некоммерческая организация «Российская система качества» (Роскачество) получит бюджетное финансирование и будет проводить добровольную сертификацию товаров на соответствие знаку качества. Системы добровольной сертификации продукции есть в ряде стран Европы (в частности, в Германии, Финляндии и США), где этим занимаются некоммерческие организации или непосредственно союзы производителей. Есть такие системы и в России. Предполагается, что система Роскачества получит «государственную» репутацию. Советский знак качества (введен в 1967 г.) должен был морально (и материально – за счет премий руководству) стимулировать рост качества при неизменном сбыте в рамках плановой системы. Работало это плохо и кардинально повысить качество не помогло, превратившись в стандартную кампанейщину. Сейчас в России рынок, и новая система сертификации призвана увеличивать продажи.

Потребитель еще не знает, что вот эта колбаса вкусная и из мяса, – знак качества подскажет ему это. Товар должен восприниматься как дополнительно проверенный государством. Для эффективности новой системы нужно доверие потребителя государству и системе проверок на протяжении длительного времени. То есть знаку качества нужно заработать репутацию, что сложно в обществе, где репутаций практически не существует.

То же самое с доверием производителей – да, они наверняка захотят дополнительной бесплатной рекламы от государства. Но продажи автоматически от этого не вырастут, так что эффективность знака качества для производителей на старте неизвестна. С другой стороны, если система заработает, сразу вырастут риски обмана и коррупции.

Вполне возможно, что знак качества ждет временный маркетинговый успех – это похоже на ребрендинг, например, водки, часто проводимый на рынке для поднятия интереса к продукту. Пока знак качества воспринимается как свежий бренд, он может работать. Потом примелькается. Участие государства в сертификации вряд ли способно стимулировать рост качества, отмечает экономист Евгений Гонтмахер, вероятнее, новый знак будет продолжением возврата советских символов, таких как звание «Герой труда» или конкурсы лучших по профессии.

Источник: www.vedomosti.ru