Прощай, голодная Россия…

Закат мясного бизнеса в РФ - прошлое, настоящее и перспективы развития мясного продовольственного комплекса и рынка мясных продуктов после августа 2015 года.

Кризис 2014-2015 многое изменил как в ведении мясного бизнеса, так и в регулировании продуктовой экономики. Как эти изменения отразились на отечественном рынке мяса? Что предпринимают игроки отечественного рынка в рамках импортозамещения? Что для этого делает государство?

В результате введения санкций РФ в 2015 и скачка инфляции наступило прозрение, что золотые деньки мясной отрасли остались в прошлом. На фоне общего замедления роста рынка правительство в очередной раз решило поиграть с импортными тарифами и квотами. Своими “умелыми” действиями чиновники спровоцировали почти 50%-ный рост цен на сырье, что убило некоторых мелких производителей и создало серьезные проблемы лидерам отрасли. Поэтому, несмотря на сравнительно низкий уровень потребления мясной продукции на российском рынке, рост остановился, а некоторые игроки предрекают стремительное падение продаж.

Как отмечают большинство участников рынка мясной гастрономии, рост продаж замедлился, преимущественно из-за проблем с сырьем.

– Последние несколько лет рынок колбас и мясных деликатесов рос со скоростью 10–12% в год, – рассказывает Влад Пиотровский, коммерческий директор колбасного завода «МПС». – Но 2015 год из-за резкого роста цен на сырье стал исключением. – Нынешним летом впервые за много лет наблюдается абсолютная (ни одного процента прироста) стагнация, и многие специалисты ожидают даже резкое падение рынка.

– На данный момент прогнозы делать достаточно сложно, – говорит Илья Бояринов совладелец и основатель компании «М-Трейд». – Стоит отметить, что если бы динамика потребления оставалась прежней, то в 2015 году, по предварительным прогнозам, можно было бы ожидать увеличение потребления мяса и мясных продуктов до 58–60 кг на человека, в то время как в 2014 году эта цифра была равна 53 кг, но к сожалению, к концу лета 2015 года, уже произошло почти 30% падение в потреблении мяса.

По мнению Влада Пиотровского, единственный выход из создавшейся ситуации для производителя – инновации.

– В таких непростых условиях выживут далеко не все заводы, – считает он. – Причем мелкие неизвестные мясокомбинаты, которые позволяют себе работать по так называемым “оптимизационным налоговым схемам”, ищущие всевозможные обходные пути, не так пострадают от сложившейся ситуации. Основной удар примут на себя крупные игроки, работающие строго по правилам, установленным законом.

– В 2015 году из-за увеличивающейся конкуренции и проблем с сырьем начали разоряться и мелкие производители колбасных изделий, – констатирует Илья Бояринов. – Тенденция наступающего года – падение объема продаж крупных заводов и уход с рынка небольших производителей.

Как отмечает Елена Лотоцкая, заместитель генерального директора по маркетингу и развитию ОАО “ЛМК”, рынок колбасных изделий в последнее время характеризуется более четкой сегментацией на волне сокращения. В первую очередь в это понятие вкладывается распределение спроса по ценовым нишам. Выбор покупатель осуществляет исходя из соотношения “цена–качество”, поэтому большинство предприятий уже выводят из ассортимента свою продукцию из разных ценовых ниш, которая попала под максимальное сокращение спроса.

Тенденции и перспективы

– Уже несколько месяцев подряд отечественные производители показывают уверенное падение производства по мясной гастрономии, – считает Михаил Онуфриенко, генеральный директор оптовой компании «ЛогистикГрупп» – Также наблюдается тенденция к сокращению числа мелких заводов и комбинатов, которые не смогли отреагировать на падение рынка и результаты санкций 2014-2015.

– Самые заметные тенденции мясного рынка касаются изменений в структуре потребления, – говорит Тимур Старых, руководитель департамента РФ по контролю и регулированию потребительских цен. – Доля колбасных изделий летом 2015 г. стремительно снижается, происходит переориентация рынка на более дешевые сорта колбас и другие доступные мясопродукты и растительную пищу. Если традиционно Россия считалась “страной мясоедов”, в первую очередь свинины, то сейчас произошел резкий спад, что объясняется это все той же катастрофической ситуацией на рынке и ростом цен.

Однако Илья Бояринов в качестве общей тенденции рынка, также отмечает переход потребителя на менее качественные продукты.

– Развитие рынка колбасных изделий в России состоит в усилении роли крупных региональных и более мелких местных производителей, что будет негативно влиять на производителей-гигантов, заставляя их трансформироваться и подталкивая к переделу рынка, – отмечает Тимур Старых, – Однако если не случится никаких потрясений, рынок ожидает стагнация, появление новых торговых марок, отличающихся от старых только этикеткой и в лучшем случае упаковкой на фоне падающего спроса.

– Благосостояние населения  падает и соответственно спрос на основную потребляемую продуктовую группу – мясную гастрономию – будет снижаться, – считает Елена Лотоцкая.


Лидеры продаж

По данным аналитического агентства “Бизнес-Стат”, проводившей мониторинг закупок и сбыта в крупнейшей торговой сети новосибирской области, в период с января по август 2015 года выявлено следующее:

- падение продаж колбасы на 54% - снижение сбыта сосисок, сарделек, шпикачек – на 15,6% - мясных деликатесы упали в продажах на 21,4% - сбыт ветчины сократился на 5,1% - рост продаж паштета – 1,4% - рост продаж дешевых мясных полуфабрикатов – на 81% – В центральных регионах РФ пока не наблюдается столь ярких тенденций, что связано с более высокими доходами населения – говорит Елена Лотоцкая. – Для каждой линейки продукции (колбасы, сосиски, мясные деликатесы) характерно свое распределение продаж по формату торговых сетей.

Проблемы отрасли

Сырьевая база

  – Наибольшей проблемой отрасли является низкий уровень развития сырьевого комплекса в России, – говорит Илья Бояринов. – Именно крупные предприятия попадают в зависимость от импорта сырого мяса и условий государственных санкций. Наиболее просто решается эта проблема у предприятий, имеющих свою сырьевую базу, но таких мясокомбинатов очень мало. – С января 2015 года цены на сырье по отрасли увеличились в среднем на 50%, – констатирует Тимур Старых. – Если будет очередное повышение цен, то кризис станет необратимым. – В отличие от европейских стран, у нас нет ни хороших дорог, ни дешевых сетевых логистических компаний, ни сырьевой базы, – говорит Михаил Онуфриенко. – Все эти заботы ложатся на плечи производителя и увеличивают, таким образом, себестоимость продукции, что вынужден оплачивать покупатель. Есть надежда, что к 2017-2018 году рынок стабилизируется.

Зеленский Н.К.
август 2015

Комментарии

Анонимный написал(а)…
да ужас полный сейчас с этим кризисом... у нашего завода в Кировске продажи по вареной колбасе упали в два раза в этом году, хотя отпускные цены скинули за это время на 15%. Коллеги-пельменьщики тоже волосы на себе рвут и не знают что делать от спада и уже закрыли полцеха и поувольняли персонал с концами. Сети тоже давят на то что народ не покупает и требуют постоянных скидок.
как дальше блин бизнес вести с таким трендом?
Анонимный написал(а)…
Мы на нашем МПК тоже сократили производство и некоторые позиции совсем убрали из ассортимента. Увольнений массовых нет но каждую неделю минус 3-4 сотрудника а у нас штат большой более 800 человек, поэтому не сильно заметно, а вот то, что многих перевели на четырехдневку и урезали деньги напрягает. Надеемся что осенью кривизна и закончится. Всем удачи коллеги
Анонимный написал(а)…
мясо при советской власти в Урюпинске можно было взять и по пятьдесят копеек за килограмм чистой вырезки.
Анонимный написал(а)…
у нас компания крупнейшая в регионе и делает мясные ПФ так вот производство уже урезали на треть хотя рублевая выручка от продаж пока осталась прежней за счет инфляции и увеличения отпускных цен, но и сырье скакануло в цене.
Анонимный написал(а)…
Работаю в Москве на производстве сосисок и варенки и пока фиксирую что это год намного удачнее чем 2014 по объемам и деньгам. У нас потребители может богаче в столице.
Анонимный написал(а)…
у меня сеть мясных магазинов в Самарской области и если в прошлом году экспедиторы раз в день товар подвозили, то сейчас только 2-3 раза в неделю. Спад сильный и ассортимент подешевел.
Анонимный написал(а)…
Продажи упали, потому что в колбасе мяса нет и она невкусная. Люди не хотят травить себя химическими добавками.