Приморский край: Свиноводы вне закона

Новые требования к организации пунктов убоя скота грозят изменить структуру рынка свинины, выбив из него мелких участников и значительно увеличив долю теневого сектора.
Де-юре требования, предписанные Техническим регламентом Таможенного союза (ТР ТС) по мясной продукции, уже вступили в силу, но де-факто на краевом уровне производителям была дана отсрочка до 2018 г. — время, за которое они обязаны перестроиться в соответствии с правилами ТР ТС. Учитывая экономическую конъюнктуру, процесс это чрезвычайно болезненный.
 В свиноводческой отрасли края сегодня есть такие игроки, как ООО «Мерси трейд», «якорный» инвестор ТОР «Михайловская», который еще в прошлом году запустил производство на 36 тыс. голов в год, а до 2018 г. планирует построить в Приморье семь свинокомплексов на 540 тыс. голов в год. В планах ООО «Русагро» до 2018 г. — порядка 10 свиноводческих ферм общим поголовьем 700 тыс. Все проекты преду­сматривает полный производственный цикл, включая забой скота в современных убойных цехах, предназначенных только для нужд предприятий. Небольшие компании не в состоянии тягаться с этими гигантами, однако требования к ним предъявляются не менее жесткие.

Николай Бесшапкин, коммерческий директор ООО «Арсеньевский свинокомплекс»: «До регламента Таможенного союза нам как до Киева пешком — на сегодняшний день бойни, соответствующие новым требованиям ТС, в Приморском крае отсутствуют. Строительство их стоит очень дорого, и в одиночку фермеру здесь не справиться. Поэтому единственный выход для большинства производителей — объединяться в ассоциации. В поселке Чернышевка мы создали кооператив из восьми членов и совместными усилиями сейчас строим убойный цех. По плану он будет введен в эксплуатацию во втором квартале 2016 г., уже выполнен огромный объем работ. Цена вопроса — 30 млн рублей. Регламент вступил в силу, и, хотя производителям дали время встать на новые рельсы, юридически мы все вне закона».
На данный момент в Приморье действуют пункты убоя сельскохозяйственных животных, удовлетворяющие территориальным требованиям, однако для мелких участников рынка строительство и содержание даже такой бойни часто сопряжено с непомерными расходами.
Александр Рогунов (ИП Рогунов): «Содержание официальной бойни — главная головная боль производителей свинины. Не каждый фермер выдержит все эти многочисленные проверки. А если у тебя приличное стадо, есть только два законных пути — либо организовать собственную бойню, либо возить скот на профессиональные пункты убоя, которые оказывают платные услуги, где с тебя сдерут три шкуры.
Что же делает фермер? Он идет на ухищрения — живьем продает свиней ЛПХ — личным подсобным хозяйствам, свободным от всех этих ограничений, чтобы там их забили и разделали. Новые требования регламента Таможенного союза по мясной продукции только увеличат количество нелегалов, потому что мелкие ИП и КФХ их не осилят. В то же время крупные производители выиграют. Помню, уже был прецедент: одна серьезная компания — «Наше мясо» — построила пункт убоя скота и на краевом уровне пыталась пролоббировать совершенно абсурдный закон, чтобы все фермеры в обязательном порядке свозили в такие профбойни свиней и по демпинговым ценам продавали. История с регламентом, на мой взгляд, не менее абсурдная».
За последнее время в отрасли свиноводства произошли серьезные перемены — на региональный рынок зашли крупные участники, конкуренция существенно возросла, рост цен на мясо в 2015 г. оказался много ниже уровня инфляции. И если среди КФХ и ИП имеют место панические настроения, производители с большим оборотом чувствуют себя вполне уверенно.
Сергей Дудник, директор ООО «Агрофонд-П»: «Буквально недавно министр сельского хозяйства проводил совещание с животноводами Приморского края, где было отмечено, что за 2010–2015 гг. поголовье свиней по региону выросло на 174%. В Приморье зашли крупные игроки, стоимость свинины снизилась. Могу сказать по опыту нашей компании — начиная с 2014 г. цены у нас увеличились всего на 5%, притом что инфляция выросла на 12%, то есть в связи с увеличением производства свинины цена стала меньше.
Безусловно, есть требования Таможенного союза, сопряженные с большими расходами. Мы тоже занимаемся подготовкой к строительству убойного цеха, что обойдется не менее чем в 20 млн рублей, пока разрабатываем проектную документацию, и понятно, что дело это нелегкое, без кредитов его не вытянуть. Но, я считаю, в цивилизованное русло переходить надо: нравится нам это или нет, безопасность людей превыше всего. Понятно, что один фермер не справится, значит, пользуясь региональной поддержкой, надо объединяться и строить бойни, соответствующие нормальным стандартам, ведь есть краевая программа помощи животноводству, которая выполняется, есть субсидии. Время дворового убоя уходит. Пора перестать пользоваться полукустарными бойнями. Да, у крупных компаний больше возможностей, у них ниже себестоимость продукции и они играют первую роль на рынке — от этого мы никуда не уйдем».

Источник: konkurent.ru

Комментарии