К 2024 году объем российского агроэкспорта должен
вырасти почти вдвое – с 20,8 млрд долларов в 2017 году до 45 млрд долларов,
такие цели обозначил Владимир Путин после инаугурации. Российское мясо,
действительно, осваивает новые рынки, в основном – азиатские и африканские. По
данным Минсельхоза, экспорт птицы, свинины и говядины российского производства
вырос за последний год в 1,4 раза. Правда, до мировых лидеров, таких как
Бразилия, российским экспортерам еще далеко.
По данным Министерства сельского хозяйства, которые
приводит сайт «Агроинвестор», в начале апреля поставки российской курятины за
границу выросли почти в полтора раза по сравнению с аналогичным периодом
прошлого года – с 31,5 до 43 тысяч тонн. Впрочем, доля экспорта в общем объеме
продукции отечественного птицеводства по-прежнему невелика – 13,9% в 2017 году.
– Основные импортеры российской курятины – Вьетнам,
Украина, а также Азербайджан, ОАЭ, Саудовская Аравия, Узбекистан, Южная Осетия.
Экзотические направления: Мозамбик, Конго, Габон, Бенин, Сейшелы, даже Япония.
Объемы поставок в эти страны, конечно, минимальные. В Европе, не считая стран
ближнего зарубежья, российскую птицу ввозят лишь Сербия и Черногория, –
рассказывает Анна Кудрякова, эксперт рынка мяса Института конъюнктуры аграрного
рынка (ИКАР).
Основные экспортеры птицы в России: группа «Ресурс»,
«Черкизово», ООО «Группа», «Приосколье», «Белая птица» и «Брянский бройлер».
Экспорт свинины тоже вырос за год в полтора раза – с
16,6 до 23,7 тысячи тонн. При этом за рубеж ушло лишь 1,5% российской свинины.
Говядина тоже «подросла», но объем ее вывоза, как и прежде, был незначительным
– всего 600 тонн за год.
Один из главных сдерживающих факторов – африканская
чума свиней (АЧС), вспышки которой в России стали реже, но все еще случаются –
как и в соседних странах. К примеру, недавно очаг эпизоотии был зафиксирован в
Гомельской области Беларуси, после чего Россельхознадзор ввел ограничения на
ввоз белорусской свинины.
– Сейчас на предприятиях достаточно жесткий контроль.
Свинокомплексы, имеющие четвертый компартмент (высший зоосанитарный статус –
прим. ред.), хорошо защищены от внешних воздействий. Чаще всего АЧС находят у
диких кабанов. Частные подворья не столь жестко соблюдают правила содержания
свиней, но на свинокомплексах все достаточно чисто, – отмечает эксперт ИКАР.
Главный мировой производитель свинины и говядины –
Бразилия. До недавнего времени бразильское мясо активно поставляли на
российский рынок, но в декабре прошлого года Россельхознадзор запретил его ввоз
после того, как обнаружил в товаре опасный стимулятор роста рактопамин. На
внешних рынках Россия Бразилии – не конкурент, но, по мнению экспертов, у нашей
страны – неплохие задатки.
– Движение бразильской свинины по всему миру очень
весомо. С нами не сравнить. Вместе с тем сегодняшние российские предприятия,
которые производят птицу и свинину, по оснащенности находятся на очень высоком
уровне. Основной объем российской свинины идет в Гонконг. Другие экспортные
направления: Вьетнам, Украина, Гана, Ангола. Рост экспорта составляет 50% по
сравнению с прошлым годом, – рассказывает Анна Кудрякова.
Главный стимул для экспорта как птицы, так и свинины –
насыщение внутреннего рынка и снижение внутренних цен. Рост потребления мяса,
наблюдавшийся последние три года, замедлился, а с ним остановился и прирост
производства.
– Если прошлый и позапрошлый годы были прорывными по
приросту производства, то сейчас прибавление объемов идет не так активно. В
марте мы даже в первый раз отметили снижение, правда, небольшое – на 0,5%. Если
раньше из месяца в месяц мы фиксировали 8, 10, 13, 15%-й прирост по отношению к
предыдущим периодам (в январе текущего года он еще был на уровне 8%), то в
марте впервые за последние три года прироста не было. Это связано с ситуацией
на некоторых крупных предприятиях, которые сокращают объем производства птицы и
не закладывают на ближайший год рост ее поголовья из-за насыщения рынка, –
объясняет эксперт.
Но говорить о кризисе не приходится. В 2017 году
потребление всех видов мяса увеличилось в России на 3%, составив 75 килограммов
в год на душу населения. Самые востребованные продукты – свинина и птица. По
данным Национального союза свиноводов, их потребление выросло на 4,8% и 5,6%
соответственно. По мнению Анны Кудряковой, некоторое снижение потребления мяса
россиянами в первые месяцы 2018 года может объясняться сезонными факторами.
– Сейчас объемы все равно большие. В прошлом году мы
вышли на высокую планку и сейчас ее поддерживаем. Да, по некоторым областям,
например, Белгородской, отмечается снижение в сравнении с прошлым годом, но
зато в прошлом году был прирост. Февраль, март, апрель – обычно время затишья,
а в мае на рынке начинается активизация. Люди едут на шашлыки, и весной
ощущается повышение спроса на мясо. Конечно, производители ждут этот период,
несмотря на то, что в полной мере их ожидания никогда не подтверждаются, –
отмечает собеседница издания.
Интерес российских компаний к экспорту подогревает
снижение внутренних цен. Так, в прошлом году оптовые и розничные цены на курицу
упали на 10-20%. В связи с этим некоторые аналитики заговорили о кризисе
перепроизводства. Но, по словам руководителя направления стратегического
маркетинга группы «Черкизово» Андрея Дальнова, внутрироссийские цены на мясо
все еще недостаточно низкие, чтобы сделать освоение внешних рынков вопросом
жизни и смерти для отечественных производителей. По его данным, филе грудки
бройлера в России стоит сейчас около 2,75 доллара за килограмм, тогда как в
Бразилии – 1,4 доллара.
Об открытии китайского рынка для российской птицы и
свинины СМИ сообщили в конце сентября прошлого года, когда Пекин признал
свободными от ящура 49 российских регионов. Однако в марте этого года министр
сельского хозяйства РФ Александр Ткачев заявил, что пока речь идет лишь о
мясных консервах и супах. Продвижению российского мяса на зарубежные прилавки
мешают высокие требования, предъявляемые азиатскими партнерами.
– Добиться возможности экспортировать в какую-то
азиатскую страну непросто. Один из сдерживающих факторов – бюрократия. Не все
сразу на азиатском рынке можно «пробить», но взаимоотношения постепенно
налаживаются. Российский мясной экспорт будет увеличиваться. Компании
заинтересованы ездить и договариваться в новые страны, так как на внутреннем
рынке ценник довольно низкий. Главное сейчас – это развитие торговых связей.
Процесс обсуждения и выхода на новый рынок – не быстрый и не простой, – говорит
Анна Кудрякова.