Свиноводство в России - истоки

Значение свиньи в нордических культах - "НЕЧИСТЫЙ" КАИН
Для евреев свинина - нечистая пища. Народы, исповедующие Ислам, придерживаются той же точки зрения. Причина этого запрета, согласно Библии, заключается в том, что употребление в пищу свинины будто бы вызывает проказу. Поскольку мы с удовольствием едим свинину, нам для понимания Моисеева закона не хватает исходной точки, знания причинных взаимосвязей, имевших место в те времена, когда был наложен этот запрет. Поэтому не остается ничего другого, как рассматривать его в качестве здравоохранительной меры, каким-то образом связанной с жарким климатом Палестины. Обоснование запрета ссылкой на проказу было лишь средством устрашения простого народа...


Однако этот распространенный сегодня взгляд не вполне соответствует фактам. Если бы причину этого запрета действительно следовало искать в жарком климате, мы встретили бы аналогичные законы во всех жарких климатических зонах, по крайней мере, свиноводство в этих зонах было бы редким или вообще неизвестным. На самом деле наблюдается совершенно противоположное. Во всей тропической Африке, там, где нет расового или политического влияния семитов, на островах южных морей, в Индии, в жарком Южном Китае - везде мы встречаем свинью в качестве домашнего животного. Свинина там часто является важной частью рациона. На Гвинейском побережье свиноводство процветало у туземцев уже 100 лет назад. Недалеко от того места, где евреи получили свой запрет, копты, египетские христиане, тысячелетиями едят свинину, и их здоровью это не вредит. В тропической Индии свинина наряду с рисом - основное питание. Известно, что свиноводство в Германии и Англии получило новые стимулы после ввоза индийских и китайских свиней, и более 50% современных европейских пород домашней свиньи - индийского происхождения. Не могу не вспомнить, хотя это кое-кому не понравится, что, согласно индийскому сказанию. Будда умер от того, что объелся свининой.



Итак, во всей жаркой климатической зоне свинина играет важную роль в рационе туземного населения, и только семиты и те народы, чья религия находится под их влиянием, иначе относятся к свинье... Так что климат, как возможное объяснение причины, придется отбросить.
Другая попытка - найти опорные точки путем сравнения семитских религий с другими древними религиями средиземноморского бассейна - не прояснила дело, а только еще больше его запутала. В результате оказалось, что свинья в религиях древности - самое спорное домашнее животное, отношение к нему колеблется в самых широких пределах, от отвержения до почитания, и только отношение семитов к свинье остается однозначно отрицательным на протяжении всей истории...

При столь своеобразной и стойкой особенности одной из человеческих рас всю проблему домашних свиней в древности следует рассмотреть с точки зрения расовой теории. Можно считать установленным, что в той же мере, в какой семиты отвергают все, связанное со свиньей, у нордических народов все это, наоборот, в самом большом почете.
Свинья была жертвенным животным нордического солнечного культа. В германской мифологии солнечную повозку влекут два вепря; в Валгалле герои едят вечно самовозобновляющегося вепря. Моногамный брак, который в сочетании со свободой женщин был особенностью нордических людей, посвящался солнцу и в Риме долгое время скреплялся принесением в жертву свиньи. Примечательно, что в пришедших с Востока эротических культах, свиньи никогда не приносились в жертву. В Греции в начале жатвы свинью приносили в жертву Деметре, в начале сбора винограда - Дионису. Особенно важные и священные политические договоры также скреплялись жертвой свиньи. Так римляне принесли в жертву свинью, заключая союз с Альба Лонгой. В "Илиаде" Агамемнон жертвует вепря богу Солнца после примирения с Ахиллом и т. д.

Что касается положения домашних свиней у германцев, то дошедшие до нас сведения полностью укладываются в ожидаемую картину. В германском культе свинья занимает самое важное место по сравнению с другими домашними животными. Ф. Хёш, который первым исследовал эту проблему, пришел к удивительному выводу: все германское аграрное законодательство вертится вокруг свиньи. Хорошо известно, что Карл Великий поощрял свиноводство. Вестфальские окорока за несколько столетий до него были важной статьей экспорта в Рим... Салический закон содержит в себе много терминов свиноводства, которые вообще отличались у германцев большим разнообразием, - в современном языке, правда, их стало уже меньше. Хеш правильно заключает, что эта терминология свидетельствует о глубокой древности свиноводства у германцев. Какое же значение имеет все вышесказанное для расовой теории?

Роль домашней свиньи зависит от одного главного условия. Она может быть домашним животным только у оседлого населения. Кочевой образ жизни и свиноводство - две взаимоисключающие вещи. Кочевник не зависит от земли. Этот закон регулирует жизнь и собственность кочевников, всю их культуру. Но ни одно домашнее животное так не зависит от оседлости своего хозяина как свинья. В случае необходимости можно один раз перегнать свиней в незнакомую им местность, но тот, кто раз это сделает, подумает, стоит ли повторять опыт. Свиней нельзя гнать целыми днями, они не приспособлены к кочевому образу жизни. Легче научить курицу плавать...



Поясним, чем оседлость отличается от кочевого образа жизни. Под оседлостью мы понимаем зависимость поселенца от своего земельного участка. Тогда как кочевник от него не зависит. При этом не имеет значения, каким образом поселенец использует свою землю.
Эта формулировка дана с точки зрения сельского хозяйства, а не истории культуры. Поясним на примере. Внешне способ хозяйствования скотоводов гереро в Южной Африке не должен особо отличаться от способа хозяйствования скотоводов - буров. Они живут в одном климате, при котором нет нужды в хлевах, располагают одинаковыми угодьями. Историк культуры назовет оба эти народа скотоводческими, так что можно будет подумать, будто они стоят на одном культурном уровне. На самом деле они принципиально различны. Гереро не зависят от земли, они вынуждены подчиняться условиям жизни своих стад и, когда нужно, кочуют вместе с ними. Их действия пассивны, они ведут паразитарный образ жизни. Буры, наоборот, остаются на месте. Они не приспосабливаются к образу жизни своих стад, а подчиняют его своему оседлому образу жизни. Тем самым принципиально изменяется их отношение к скоту. Теперь стадо становится пассивной частью, а его владелец бур должен своим трудом создать для него необходимые условия жизни. Эта закономерность и связанная с нею необходимость активного труда принципиально отличает оседлых поселенцев от кочевников. Поэтому, например, группы населения на побережье Северного моря, живущие только рыболовством и скотоводством, относятся к оседлому населению.

Опыт колониальной истории показывает, что кочевников нельзя сделать оседлыми. Когда они сталкиваются с оседлым населением, для них есть лишь две возможности: либо они образуют господствующий слой, как арабы в Северной Африке, либо гибнут после героической борьбы (те же гереро, индейцы). Во втором случае, если части народа не могут спастись в недоступной местности, оставшиеся быстро вырождаются.

Антагонизм кочевников и оседлого населения стар как мир. В Ветхом Завете этот антагонизм воплощен в образах Каина и Авеля. Если древние кочевые еврейские племена возложили вину за братоубийство на защищавшего свою жизнь и плоды своего труда земледельца Каина, то в этом сказалась их симпатия к пастуху Авелю.


Все нордические народы, которые волнами проникали в бассейн Средиземного моря, имели среди своих домашних животных свинью. Это служит бесспорным доказательством того, что нордические народы были оседлыми, иначе говоря, это были крестьянские народы.
В истории пород наших домашних животных есть один своеобразный феномен, который до сих пор не объяснен. Речь идет о взаимосвязи определенных народов или человеческих рас с одной стороны, и определенных пород домашних животных, с другой. В древности выбор этих пород определялся не экономическими причинами, а обычаем и религиозным культом. За своих домашних животных держались, и если переселялся народ, вместе с ним переселялись и его домашние животные. В средиземноморском бассейне картина пород домашних животных мозаичная, но появление определенной породы всегда указывает на присутствие определенной человеческой расы или народа. В специальной литературе встречается термин "ведущая порода". Домашние животные народа происходят из той же области, где он возник, лишь в том случае, если он оттуда не переселялся. Редко также народ заводит новых домашних животных, как это случилось с индийскими слонами в Индии. (Примечание: Есть признаки того, что нордические народы пришли в средиземноморский бассейн не непосредственно с севера Европы, а через Азию. Их путь можно изобразить ломаной линией. К ведущим породам своей нордической родины они добавили азиатские. Я думаю, этот излом был результатом столкновения оседлых нордических народов с Запада с восточными кочевниками. Пути назад, на север, не было, оставался лишь путь на юг. В средиземноморский бассейн эти народы попали с северо-востока). Ситуация меняется лишь позже, с началом расового распада. Ведущие породы стали исчезать, когда Рим разрушил органические структуры других народов ради упрощения экономики...

У нордических народов средиземноморского бассейна домашняя свинья была ведущей породой. Так как в их религиозных культах жертвоприношение свиней явно выдвигается на первый план, это показывает, что такие жертвы и свиноводство были у них древнейшими учреждениями. Значит, эти нордические народы до своего переселения в средиземноморский бассейн были оседлыми, а не кочевыми пастушескими народами. И это были не скитания без смысла и цели, а переселение крестьян в поисках земли. Мы смеемся, когда встречаем в "Одиссее" выражение "свинопас богоравный", но оно больше говорит о происхождении греков, чем что-либо другое.

Крестьянин стремится взять с собой все, что может понадобиться для оседлой жизни на новой, неизвестной родине. Чем меньше он о ней знает, тем тщательней собирается в путь. Кроме того, ни в коем случае нельзя было оставить любимое жертвенное животное с риском того, что старые боги на новой родине не получат привычную пищу. В этом, собственно, и разгадка тайны "ведущих пород". Частично их разводили жрецы для культовых целей. Действительно, первыми в истории инспекторами животноводства были египетские жрецы.

Если домашняя свинья четко указывает нам на то, что нордические народы были оседлыми, то семиты своим отвращением ко всему, связанному со свиньей, столь же четко указывают на свой кочевой образ жизни.

В последнее время происхождение семитов из пустыни оспаривается, доказывают, наоборот, что лишь недавние геологические события сделали Аравийский полуостров пустынным и не обязательно он был исходным очагом расы кочевников. В доказательство указывают на руины на окраинах Аравии, которая, дескать, раньше была цветущей страной, а сегодня превратилась в мертвую пустыню. Но те, кто в это верит, не знают геологических причин образования пустынь. Исчезновение плодородных земель и оазисов на окраинах Аравийского полуострова объясняется теми же причинами, что и опустошение цветущих нив Северной Африки обжигающими самумами...

Есть очень простое доказательство того, что семиты произошли из аравийских пустынь, а не из цветущей части полуострова. Это доказательство - их домашние животные, прежде всего - две ведущие породы: осел и верблюд. Верблюд - самое характерное животное пустыни. Древнейшие египетские рисунки изображают семитов как чуждую расу и всегда с их ведущими породами - верблюдами и ослами. Египтяне противились заимствованию этих домашних животных. Точно так же семиты противились позже заимствованию не известной им лошади, которая попала в Аравию и Египет с гиксосами. Знаменитое "арабское" коневодство началось с Мохаммеда, который оценил коней, спасшись на них бегством. До того его племя разводило верблюдов, т. е. это были кочевники пустыни. Так лошадь, первоначально атрибут одних нордических народов, стала служить религии и культуре, при господстве которых, как гласит суданская пословица, даже трава засыхает.

Семитам понадобились столетия, прежде чем они поняли значение лошади для пустыни. Так следует ли удивляться тому, что они просто не смогли оценить такого животного антипода пустынного климата, как свинью?

Главный признак пустыни - ее безводность, а Свиньи живут в местностях, обильных водой и растительностью. Два вида диких свиней, от которых произошли домашние свиньи (один европейско-азиатский, другой - из Юго-Восточной Азии), - типично лесные животные. Если нордические народы действительно пришли с севера Европы, то их свиньи указывают на то, что они были лесными народами, так как свиньи живут только в лиственных лесах. Самой северной границей ареала нордических народов должна быть граница лиственных лесов на севере, а на их религию, соответствен-но, должен был наложить своеобразный отпечаток северный лиственный лес.

Ихеринг сделал попытку, - исходя из правовых отношений в древности, главным образом, из древнейших правовых учреждений патрициев Древнего Рима, - разгадать загадку происхождения "ариев". Он не смог закончить свой труд, а недостаточное знание расовых взаимосвязей не позволило ему сделать окончательные выводы. Тем не менее, он установил, что правовые учреждения патрициев древнего Рима, а также многие их религиозные обряды можно понять лишь в том случае, если предположить, что в своих "странствиях" они прошли через область, богатую водой и древесиной. Память о своих переживаниях во время этих странствий они хотели сохранить навсегда.

Соответственно различаются и виды казней. Прибивание преступника к кресту, а также наказание розгами в Древнем Риме, по Ихерингу, - методы, возникшие во время пребывания в лесу. Наоборот, семиты побивают своих преступников камнями - это доказательство их происхождения из безлесой пустыни.

Ихеринг правильно показал, что многое, пришедшее к нам из древности'как обычай, закон или религиозный обряд, в принципе вызвано лишь потребностью сохранить память о старой родине. Параллели можно найти у спартанцев.

У них было такое предписание, что крышу дома можно делать только с помощью топора и пилы. Значит, строительным материалом было только дерево. Кровати они тоже делали из дерева и камыша (указание на местность, обильную водой), а их "черный суп", рагу из свинины с кровью, уксусом и солью, скорее должен был вызывать воспоминания, чем служить средством закаливания.

В том же направлении мыслит и Шухардт, который объясняет изменения нордического стиля использованием на Севере одного лишь дерева.

Читать продолжение >>

ҐИ. Ф. Леманс Ферлаг, Мюнхен, 1933 г.

Комментарии